Наталья Поклонская с иконой царя Николая II во время шествия «Бессмертного полка»

Наталья Поклонская с иконой царя Николая II во время шествия «Бессмертного полка»

Макс Ветров / РИА Новости

У входа в Измайловский кремль – две зенитки. Сам кремль – удивительный памятник лужковскому безвкусию – заслуживает, конечно, отдельного разговора и к тому же является прекрасной локацией для фильма ужасов. Кто видел – поймет, а кто не видел – представьте: несколько юных иностранцев, отбившись от туристической группы, блуждают среди этого великолепия, среди фальшивых теремов и поддельных палат, и тут на них нападает страшный дух русского треша. Одних забивает чугунной балалайкой, других запекает внутри гигантской матрешки (тоже, пожалуй, чугунной), третьих душит оренбургским пуховым платком, который, как и туристы, приехал к нам из Китая. Кстати, в лавках Измайловского кремля, среди прочих жутких сувениров, наверняка продаются и чугунная балалайка, и гигантская матрешка, и китайско-оренбургские платки.

Но нас сегодня, к сожалению, интересуют другие ужасы. Итак, две зенитки. Одна расписана под гжель, другая – под хохлому. Между пушками – транспарант с миролюбивым лозунгом, под транспарантом фотографируются новобрачные. И если с первого раза удачное фото не получится – что ж делать, можем повторить.

Под ногами брачующихся – клочья ковра, состоящего в основном из пыли. Отчего-то эта деталь тоже кажется важной.

Два лозунга

Наша Победа в самой (пока) страшной из войн, которые с человечеством случились, зажата нынче между двумя лозунгами – «Никогда больше» и «Можем повторить». За короткими фразами – две принципиально разные, конкурирующие картины мира, два способа формулировать цели, две возможности для описания будущего.