Аэропорт Шереметьево. Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Аэропорт Шереметьево. Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

На прошлой неделе «Левада-центр» опубликовал данные об «эмиграционных настроениях» россиян. Согласно результатам общероссийского опроса, 17% респондентов «хотели бы переехать за границу на постоянное место жительства». Среди самых молодых, которых еще называют поколением Z, желающих уехать оказалось почти в 2,5 раза больше – 41%. Неожиданно эти данные вызвали общественный резонанс, который всегда сопровождается массой спекулятивных суждений. Попробуем разобраться, что же действительно означают результаты опроса.

Автоматически зачислять всех желающих уехать в потенциальные эмигранты не нужно. По своим исследованиям мы видим, что на протяжении последних 27 лет количество реально готовящихся к отъезду на ПМЖ за границу стабильно не превышало 1% населения страны (в начале наблюдений их число было ближе к нулю, в последние годы – ближе к единице). Как мне представляется, желание уехать говорит не о неминуемости отъезда, но о принципиальной открытости человека для такой возможности. Отъезд рассматривается как одна из допустимых жизненных траекторий. Поэтому приведенные цифры правильно интерпретировать как показатель общей открытости нашего общества внешнему миру, а словосочетание «эмигрантские настроения» в данном контексте следует брать в кавычки.

Наши предыдущие исследования обнаруживают, что магистральным направлением своего возможного отъезда россияне видят прежде всего западные страны. По результатам открытого опроса в 2016 году наиболее привлекательными местами для эмиграции (для тех, кто задумывался о такой возможности) оказались США, а также страны Евросоюза – Германия, Франция, Швейцария и другие. Те же самые страны, но в другом порядке, назывались как привлекательное место для временной работы. И все это – на фоне острого противостояния России и Запада, взаимных упреков и санкций, убежденности большинства населения в том, что России ни в коем случае не следует уступать давлению извне.