Журнал «Деньги» на платформе Republic запускает серию интервью с руководителями столичных школ о настоящем и будущем российского образования. Первый разговор из этого цикла – с директором первой в стране специализированной физмат школы №444, блогером и историком Павлом Северинцем.
– Есть мнение, что главная причина реформы по укрупнению московских школ, которую сейчас реализует руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина, – поднять зарплаты учителям. А все декларации о том, что укрупнение ведет к росту качества образования, – пустые домыслы.
– После того, как финансирование перешло от сметного к подушному (теперь на каждого столичного ученика в год государство выделяет от 160 тысяч рублей на дошкольника до 180 тысяч рублей на старшеклассника), бюджет образовательного заведения стал зависеть от числа детей. Современная московская школа с 3 тысячами ребят получает в год порядка 0,5 млрд рублей, а где 7 тысяч – и до 1 млрд доходит.
Поэтому да, укрупнение школ положительно сказалось на их экономическом положении. Зарплаты учителей значительно выросли. Педагог в Москве в среднем получает 100 тысяч, директор хорошей школы – 250–300 тысяч, иногда и больше.
Если бы задача была исключительно финансовая, то все бы учились в несколько смен. Ведь выгоднее всего в большой школе сделать три смены, чтобы не простаивала. Денег – вагон. Но никто так делать не станет, потому что упадет успеваемость, будут плохие результаты на экзаменах и тестировании, понизится рейтинг. А смысл объединения – в повышении общего образовательного уровня в соответствии с запросами ХХI века.
– По мнению ряда педагогов и родителей, реформа привела к серьезному снижению уровня образования.
– Когда есть внятная педагогическая идея и учтены интересы детей, то результаты объединений прекрасны. Достаточно сравнить результаты ЕГЭ и процент олимпиадников до и после укрупнения. Конечно, есть и минусы. Например, когда школы разбросаны по району и детей приходится гонять из корпуса в корпус через шоссе, или между корпусами школы существует нездоровая конкуренция. Такого быть не должно, ко всему надо подходить с умом.
Как быть, когда здания удалены друг от друга? В этом случае каждое может иметь свою специализацию. В одном корпусе – все классы с 1 по 11 учатся по системе Эльконина – Давыдова, в другом – лицей с инженерно насыщенной средой, куда берут только с 5 класса, а школьники третьего ориентированы на медицину и биотехнологии. При этом все ученики объединения могут ходить друг к другу на допзанятия и кружки.
– Как укрупнили вашу школу?
– Наша была объединена по территориальному признаку. Объединение возглавила школа №444, директором которой я был, кстати, – первая в Советском Союзе специализированная математическая школа и первая, где стали готовить программистов. К ней присоединили детские сады и другие школы, которые были рядом. Здания, где учатся школьники, мы разделили по ступеням. Детям так комфортнее: первоклассник и старшеклассник не должны пользоваться одним унитазом. Поэтому в одном корпусе у нас началка, в другом – 5–7 классы, в третьем – 8–11 классы. А вместе собираемся на общих праздниках.
– Против вашего назначения на пост директора и последующего объединения оказались многие родители учеников, они писали письма президенту, в прокуратуру. Основной претензией было снижение уровня образования и плохие условия корпуса, доставшегося вам от МИФИ, где учились старшеклассники.
– Понимаете, раньше 444-я была маленькая закрытая школа для избранных. Когда мы с 2013 года стали ее менять в сторону открытости и доступности, то родители всполошились, начали писать и говорить, что все развалили, берут простых детей из соседних дворов, а не только одаренных. Родители учеников этой школы ратовали не только за образование, но и за возможность получить для своего ребенка определенную среду. Но мы не имеем права делать из бесплатной государственной школы элитарную, это сфера частных школ.
Он говорит, что укрупнение школы позволило проявить индивидуальный подход ... обычно как раз наоборот
В Москве есть хорошие школы и зарплата там у учителей достойная, хотя есть много и вполне заурядных школ. Не москвич, не знаю, как всё обстоит на самом деле, но внучки живут в Москве и учатся в разных школах, все довольны качеством обучения. Однако стоит двинуться в провинцию, и ситуация начинает резко ухудшаться. Зарплата низкая, нагрузки по оформлению бумаг растут, требуют создавать портфолио, чтобы получить более высокий разряд. (Есть такая шутка: ученики мешают учителям составлять отчеты о том, как они хорошо их учат). Пока еще выручают учителя-пенсионеры. Низкая пенсия + невысокая зарплата = удовлетворительный доход. Подспорьем для хороших учителей является репетиторство.
С PISA у России прогресс не наблюдается. Слышал, что поскольку результаты на последнем обследовании у России были неважными, мы решили больше в этой программе не участвовать.
Приятно было познакомиться с успешным директором успешной школы, но хотелось бы понять, что на самом деле происходит в нашей средней школе.
Тут "и теперь вся началка сидит с макбуками", а на соседней вкладке "Росстат: 48% российских семей хватает денег только на еду и одежду"
Фееричное сочетание, конечно.
московский ДепОбр всегда закупал Маки. Так повелось более 10 лет назад, как минимум
Первая физмат школа в СССР была открыта в Новосибирске, первая московская физмат школа - СУНЦ при МГУ. Странно, что директор школы этого не знает.
Школа №444 начала обучение по специальности "вычислитель-программист" в 1959 г. по инициативе Семена Исааковича Шварцбурда, а Новосибирский интернат при Новосибирском университете, как и аналогичные - интернат №18 при МГУ и интернаты в Ленинграде и Киеве при соотвествующих университетах - были создана по постановлению Совета министров СССР 1963 года. Они не были городскими школами, поскольку являлись структурными подразделениями университетов (то есть находились в структуре Министерства Высшего и среднего образования СССР). Школа №444 Первомайского района города Москвы находилась в подчинении органов народного образования (РОНО Первомайского района и ГорОНО Москвы). В названии школы тогда, конечно, слов "физико-математическая" не было, но именно в этом качестве с 1959 года она стала известна всем, как и последовавшие за ней школы №2, №7, №52 и другие московские школы. Все они были "общеобразовательными политехническими школами с производственным обучением". Отличал их от других профиль "производственного обучения", требовавший углубленного изучения математики (и физики)!
Городская школа, первая в СССР получившая статус "физико-математическая" в 1961 году, - это школа №239 в Ленинграде (теперь - это Президентский физико-математический лицей в СПб). Это тоже случилось до создания университетских интернатов физико-математического профиля.
Вот это, видимо, совершенно справедливо имел в виду нынешний директор: фактически московская школа №444 является первой в СССР математической школой. Именно успех работы этой и других подобных школ , созданных "снизу" отдельными энтузиастами в конце 1950-х-начале 1960-х годов, побудил университеты и Академию к созданию при университетах физико-математических интернатов для школьников уже распоряжениями "сверху".
Меня огорчило, что в словах: "В задании надо было подсчитать стоимость электроэнергии, были даны киловатты, число жителей квартиры и еще какие-то данные." - он путает киловатты (единицы измерения мощности) с киловатт-часами (единицами измерения (электро)энергии). Но для историка это ещё простительно...
начался ЕГЭ по математике. База и профиль.
.
(сливов не было)
кому интересно (досрочный ЕГЭ 2019)
.
https://math-ege.sdamgia.ru/test?id=22759785&print=true
"Но по новым ФГОС учителю приходится быть адекватным времени, он просто может преподавать без использования новых технологий и авторских программ, а не всем это нравится."
Может "не может"? )