Уже в середине уходящей недели стало очевидно, что Кремль всерьез озаботился переформатированием коронавирусной повестки. Судя по всему, ближайшему окружению Владимира Путина удалось убедить президента в том, что, во-первых, московский мэр не оставляет попыток сохранить лидерские позиции в теме борьбы с пандемией, а во-вторых, к его инициативам есть ряд серьезных содержательных претензий. Например, по некоторым данным, в Кремле резко негативно отнеслись к тому, что на многих столичных улицах продолжается ремонт проезжей части и тротуаров, а также к отказу мэрии прекратить работы на большинстве строительных объектов, никак не связанных с жизнеобеспечением города. Недовольство вызвало и прямое заявление Сергея Собянина о невозможности выплаты непосредственной материальной помощи горожанам. Один из консультантов, близких к администрации президента, в разговоре с вашим покорным слугой высказался по этому поводу вполне откровенно: «Вот что должен думать человек, которому только что сказали, что денег из бюджета ему не видать, потому что тогда бюджет “треснет”, когда он выходит на улицу и видит, как там меняют бордюры и перекладывают плитку, уложенную пару лет назад? Он же не идиот. Он сразу понимает – вот они, приоритеты. Для властей плитка важнее, чем его жизнь, раз даже в такой экстраординарной ситуации они вместо того, чтобы помочь гражданам, ремонтируют дороги. Причем недовольство же распространяется не только на городское руководство, но и на всю власть в целом. А ежедневный прирост инфицированных только усугубляет эту ситуацию. Дескать, мне они запретили от дома отходить, а строительные рабочие у них толпами бродят по городу. Вот вам и результат».
Теперь – так, видимо, считают в Кремле, – Собянин должен уйти в тень. Главную роль отдают премьер-министру Михаилу Мишустину.
Не так сели!
Впрочем, нервная обстановка сегодня сказывается на качестве принимаемых решений на любых этажах российской власти. Потому что когда в Кремле задумали выдвигать Мишустина на главные роли во всей антивирусной эпопее, то первый ход в этой комбинации был запланирован, мягко говоря, странный. 8 апреля своим распоряжением Мишустин утвердил соглашение между мэрией Москвы и МВД, согласно которому полиция наделяется правом фиксировать нарушения гражданами режима самоизоляции, введенного указом мэра. Проблема заключается в том, что никто и никогда не слышал ни о каких соглашениях между мэрией и полицией. И тут вдруг выяснилось, что соглашение это, оказывается, готовилось несколько лет и вот, наконец, 4 апреля (так удачно все совпало) было подписано министром Колокольцевым и мэром Собяниным. И теперь патрульный полицейский получает возможность составить протокол об административном правонарушении не только на того гражданина, которому было вручено официальное уведомление об обязательном карантине, но и привлекать к ответственности каждого, кто игнорирует указ мэра Москвы. То есть, например, направляется не в самый ближайший продуктовый магазин или отходит с домашним животным не на 100 метров от дома, а на 150.