Пункт обмена валюты в Санкт-Петербурге. Фото: Сергей Ермохин / ТАСС

Пункт обмена валюты в Санкт-Петербурге. Фото: Сергей Ермохин / ТАСС

Сокращение добычи нефти в рамках предварительного соглашения, подписанного большинством стран – участниц экстренной встречи ОПЕК+ в ночь на пятницу, меркнет по сравнению с уже наблюдающимся сокращением глобального спроса на нефть и поэтому не способно оказать заметного влияния на баланс мирового рынка. Тем не менее Россию можно первой записать в число получающих выгоду благодаря ослаблению ценового противостояния с Саудовской Аравией.

Первые сообщения перед расширенным заседанием Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) с участием России и других формально неприсоединившихся к этому картелю стран о масштабах возможного соглашения произвели сильное впечатление на участников рынка. Источники на рынке сообщили о возможном сокращении добычи странами – участницами совещания на 20 млн барр./сут., что примерно соответствует 20% мирового спроса на нефть в 2019 году. Между участниками рынка еще оставались разногласия: Саудовская Аравия настаивала на использовании в качестве базового уровень производства нефти в марте, когда в стране было добыто более 12 млн барр./сут.; Россия предлагала использовать средний уровень добычи в первом квартале, когда в Саудовской Аравии добывалось менее 10 млн барр./сут. Их удалось в четверг сгладить.

В конечном счете страны предварительно договорились сократить добычу на 10 млн барр./сут. по итогам мая – июня, в результате Саудовская Аравия и Россия смогут добывать по 8,5 млн барр./сут. Достигнутое предварительное соглашение беспрецедентно по своим масштабам. Никогда еще такие участники заседаний ОПЕК, как Россия и Саудовская Аравия, не договаривались о сокращении добычи на 23%. Никогда совокупный размер соглашения не соответствовал 10% мирового спроса на нефть, если мерить его по показателям прошлого года.

Рынки не впечатлены

Во-первых, соглашение так и не было подписано, и его формальная судьба зависит от одной страны. Поступали сообщения, что участники совещания два часа убеждали представителя Мексики присоединиться к сделке, но министр энергетики Норма Росио Нале Гарсиа так и не взяла на свою страну обязательства уменьшить добычу на 400 тысяч барр./сут. Уже после совещания Гарсиа написала в твиттере, что Мексика готова на сокращение всего на 100 тысяч барр./сут.

Во-вторых, страны начнут сокращать предложение нефти только в мае, что сохраняет избыточное предложение и способствует увеличению запасов, которые будут оказывать влияние на ценовой баланс рынка и в последующие месяцы.

Что еще важнее, к соглашению не присоединились США и другие страны за пределами группы ОПЕК+, что определяет его более скромный размер. 10 млн барр./сут недостаточно для того, чтобы оказать существенное влияние на мировой рынок нефти. К апрелю из-за глобальных мер противодействия пандемии COVID-19 спрос упал: некоторые участники рынка считают, что на 25–35 млн барр./сут.

И, наконец, начиная с июля квоты на добычу увеличатся.