Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Недавно президент России Владимир Владимирович Путин выступил с обращением к гражданам России. И сказал примерно следующее: каждая человеческая жизнь для нас обладает высшей ценностью и никакие другие ценности или резоны не могут стоять выше нее. Буквально это звучало так: «С ценностями взаимопомощи, взаимовыручки, солидарности Россия живет тысячу лет. И сегодня они – главная опора нашей государственности»…..”Для нас сейчас главное – это люди, их жизнь. Иной выбор для нашего народа неприемлем. Твердо знаю, что так думает, поступает по совести абсолютное большинство из вас. Сохраним, сбережем людей. А всё остальное приложится”. Про спартанцев и Джека Лондона, упомянутых в том же обращении все тоже помнят.

Схожие речи, переполненные идеями гуманизма, произносят сегодня политические лидеры по всему миру. Причем едва ли не в первую очередь те, от кого клятв в верности гуманизму вовсе никто и не ожидал. Опять же, ну вот хотя бы пару месяцев назад где был Путин, а где гуманизм? Коронавирус радикально изменил главенствующую риторику и идеологию власти.

Не покидает ощущение, что если бы были живы, например, Чаушеску или Саддам Хуссейн, они сейчас тоже заговорили бы о высшей ценности человеческой жизни и о “слезинке ребенка”. И строго карали бы всех, кто не разделяет эти ценности. В общем, наступила эра гуманизма.

Кстати, заметим, что на наших глазах изменилась не только риторика, но и институциональная база государства. Медсистема – воспринимаемая ранее как часть “социалки” – сегодня стала государствообразующим институтом. Именно сохранение этой системы, по сути дела, – единственное внятное объяснение необходимости жесткого карантина. Именно о врачах сегодня пишут и говорят как о героях, защитниках и надежде Отечества. То есть, мы буквально наблюдаем сдвиг риторики, перенос атрибутов с прежних ключевых институтов государства (армии, полиции, спецслужб) на медицинскую систему. Несколько месяцев назад прославляемые государством герои сражались в Сирии, а не в “красных зонах” ковид-госпиталей.

Что ж, давайте попробуем разобраться, что это за гуманизм, который внезапно, к нашей радости, стал править миром.

Во-первых, не внезапно. Во-вторых, не гуманизм. А в-третьих, очень похоже, что совсем не к нашей радости. Впрочем, по порядку.

Гуманизм и гуманитаризм

Начнем с гуманизма. Гуманизм хоть и появляется в античности, развивается и утверждается на основании осмысления христианской идеи свободы воли. Да, высшая христианская ценность – спасение и вечная жизнь, но реализуются они не автоматически, а в результате самореализации человека здесь на земле на основании его свободной воли. А потому главная задача людей, общества и государства – создать условия для этой самореализации. Потому высшей ценностью является отдельная человеческая личность, ее свобода и возможности самореализации. Это и есть основание гуманизма.