Онлайн-выставка «Вирусу – бой! Победа близко», устроенная «Цифровым деловым пространством» (ЦДП) и Музеем современной истории России, предложила новые версии известных советских плакатов

Онлайн-выставка «Вирусу – бой! Победа близко», устроенная «Цифровым деловым пространством» (ЦДП) и Музеем современной истории России, предложила новые версии известных советских плакатов

https://tech.cdp.events/antivirus

Начнем прямо с «режима повышенной готовности», введенного в конце марта. Готовности к чему – так вопрос не стоял, потому что никто бы на него не ответил. Государственная власть в целом и столичная в частности сама не понимала, чего ждать.

И сейчас не очень понимает. Знает только, что не хочет никому платить. Поэтому весной вместо чрезвычайной ситуации, предписывающей конкретные и весьма дорогостоящие мероприятия и, главное, устанавливающей персональную ответственность за происходящее, был введен «режим самоизоляции». Население при этом ограничивалось в правах, возможностях и средствах, а администрация не должна была людям ничего.

Самоизоляция – вроде бы тот же карантин. Только карантин вводят сверху, а корень «сам» указывает на собственную инициативу. Изоляция при этом все же напоминает об изоляторе, заключении, которое добровольным не бывает. Цинизм с одной стороны, магия слов – с другой. Власть в нее верит, народ не слышит. Так и живем.

Новый миф

Новая лексика – не новое изобретение. Этим занимается любая власть – созданием новых слов, присвоением старым новых значений, обычно с целью запутать общество, обмануть, обойти. «Я не могу вынести той “естественности”, в которую пресса, искусство и здравый смысл постоянно облачают реальность», – писал в 1950-х в предисловии к своим «Мифологиям» Ролан Барт, называя эту «пышную выставку само собой разумеющегося» идеологическим обманом, определяющим современный миф.