Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

СМИ часто без стеснения рисуют картины массовой миграции людей, жизнь которых омрачило глобальное потепление. Караваны мигрантов, по их представлениям, устремляются из засушливых зон и регионов с конфликтами в благополучные Европу, США, Канаду и Австралию, которые охвачены моральной паникой.

Глобальное потепление становится козырной картой в любой повестке – правые и крайне правые вдруг забывают о своем климатическом дениализме и связывают реакцию на климатические изменения с вопросами территорий и этнической чистоты. Это подогревает «климатический национализм», порождает страшные истории о вторжении беженцев и представляет климатическую миграцию как беспрецедентный, массивный и дестабилизирующий фактор.

В 2015 году, когда начинался нынешний миграционный кризис в Европе, Жан-Клод Юнкер, бывший в то время председателем Еврокомиссии, в ежегодном докладе о положении дел в ЕС прямо говорил, что «глобальное потепление – один из основных факторов нового феномена миграции. Климатические беженцы станут новым вызовом, если мы не будем действовать оперативно».

Но как далеко действительно заходят нарисованные СМИ «караваны мигрантов»? И существуют ли какие-то международные нормы в этом вопросе? Кто они такие – климатические беженцы?