Два крупнейших социальных мыслителя XIX века – Фридрих Энгельс и Герберт Спенсер – родились в одном и том же 1820 году. Нынче мы отмечаем их двухсотлетие. И хотя поколенческий фактор часто сказывается на общности идей, трудно найти столь разных мыслителей, как эти двое. Если Энгельс создал марксистское социальное учение, которое по сей день востребовано левыми идеологами (в отличие от запутанных и многословных экономических схем «Капитала» Маркса), то Спенсер сформировал целостное либеральное учение задолго до его ныне признанных классиков – австрийцев Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Хайека.
При жизни Спенсер был весьма популярен, тогда как Энгельс, популяризуя учение Маркса, себя самого скромно отодвинул на задний план. Но сегодня про Спенсера обычно вспоминают лишь историки философии, тогда как Энгельсу с Марксом поставлено множество памятников в разных странах мира.
Почему же так вышло? Для того чтоб понять это, достаточно изучить небольшой фрагмент из книги Спенсера «Размышления об истинной роли государства».
Любые законы, помогающие людям в удовлетворении их телесных потребностей – обеспечивающие им содержание в случае старости и болезни, позволяющие дать образование детям и позаботиться об их религиозном воспитании, способствующие поддержанию их физического здоровья и вообще делающие за них то, что они в состоянии делать сами, – отмечает Спенсер, – проистекают из радикально неверного представления о человеческой природе.
И дальше он разъясняет, что так же, как зверь, посаженный в клетку, будет деградировать, утратив свои силы и способность к выживанию, неизбежно будет деградировать и человек, которого государство всем обеспечивает и лишает необходимости преодолевать естественные трудности.