© Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС

Руководитель портала Superjob.ru Алексей Захаров опубликовал открытое письмо Владимиру Путину, посвященное российской миграционной политике. В России сейчас 10–15 млн неквалифицированных мигрантов, пишет Захаров, и если к 2020 году ввезти еще 10 млн, то мигранты составят половину экономически активного населения страны. Мигранты конкурируют на рынке труда с местным населением, а их образ жизни и ценности являются для России культурной угрозой. Чтобы бороться с ней, нужно ввести визовый режим со среднеазиатскими странами и решительно ограничить миграцию.

Несомненно, миграция является острой социальной проблемой, и эту проблему можно и нужно обсуждать. Однако большинство утверждений Захарова фактически неверны, а его практические рекомендации нереалистичны. 

1

. Нет никаких оснований утверждать, что в России работают 10–15 млн низкоквалифицированных мигрантов. На самом деле точное число иностранных граждан, занятых на территории России, не знает никто. Официальная квота на иностранную рабочую силу в последние три года составляла около 1,7 млн разрешений на работу в год. В это число входят любые иностранные работники разной квалификации: из Средней Азии, с Кавказа, Украины, из Китая, европейских стран и т.д. Очевидно, что значительная часть низкоквалифицированных мигрантов из стран СНГ работают в России без разрешений. Сколько их? Ответить на этот вопрос невозможно. ФМС учитывает общее число въезжающих в Россию иностранных граждан, однако далеко не все из них приезжают в Россию на работу, большинство являются туристами или навещают родственников. Что касается трудовой миграции, то частично она является маятниковой: работники приезжают в Россию на определенный срок (несколько месяцев, год), а затем уезжают обратно.

Еще раз: любые оценки числа мигрантов, работающих в России без разрешений, являются субъективными и зависят от фантазии и политических предпочтений экспертов. Хотя у меня нет достаточно твердых оснований для этого утверждения, думаю, что число одновременно находящихся в России работающих иностранных граждан (не путать с туристами и гостями) едва ли превышает 5 млн человек. И это включая граждан Украины, которая наряду с Узбекистаном является основным поставщиком трудовых мигрантов в Россию.

2

. К 2020 году будет создано 25 млн дополнительных рабочих мест для мигрантов, пишет Захаров, и Россию наполнят орды «пассионарного населения» из Средней Азии. Однако в среднеазиатских странах просто нет такого количества людей, которые могли бы мигрировать. Население Узбекистана – около 30 млн человек, Таджикистана – 8 млн человек, Киргизии – 5,5 млн человек. Из Казахстана мигрируют в основном русские, с пятимиллионным Туркменистаном у России установлен визовый режим. В сумме в трех среднеазиатских странах, поставляющих мигрантов в Россию, живут около 43 млн человек. Допустим, что примерно половина из них находятся в трудоспособном возрасте. Таким образом, в сумме в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии есть 20 млн более или менее молодых мужчин и женщин. Даже если предположить, что половина из них готовы мигрировать (это явное преувеличение), то среднеазиатский миграционный ресурс – около 10 млн человек. Для сравнения: экономически активное население России в октябре 2012 года составляет 75 млн человек.

3. Я понимаю, что эти цифры многих не убедят. Мы выходим на московские улицы и видим азиатские лица – значит, их явно больше, чем говорит официальная статистика! Этот эффект объясняется двумя факторами. Во-первых, большинство мигрантов действительно едут в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург (и в меньшей степени в другие крупные промышленные города). В большинстве других регионов страны их меньше. Во-вторых, мигранты часто работают на улицах (в строительстве, ЖКХ и сфере обслуживания), то есть там, где их могут видеть горожане, и поэтому заметны. На самом деле их меньше, чем кажется.

4

. В отличие от того, что утверждает Захаров, не существует жесткой конкуренции на рынке труда между мигрантами и местным населением. В октябре 2012 года безработица в России составляла 5,3% экономически активного населения. Это около 4 млн человек. Большая часть этих людей либо не претендуют на рабочие места, которые занимают мигранты, либо находятся в тех регионах, где этих рабочих мест нет. В Москве в сентябре 2012 года уровень безработицы составил 0,6% – иными словами, безработных в Москве было всего 36 тысяч человек.

Нравится нам это или нет, но заменить мигрантов на рынке труда некому. Лучше ситуация становиться не будет – в ближайшие годы число экономически активных россиян будет уменьшаться, поскольку на рынок труда начинают выходить относительно небольшие когорты людей, родившихся в 1990-е годы, а относительно большие когорты людей 1950-х годов рождения будут выходить на пенсию.

5

. В противоположность тому, что говорит Захаров, ни в Москве, ни в других крупных городах нет школ и классов, в которых большинство детей плохо говорят по-русски (по крайней мере за пределами российских этнических республик). Нет и кварталов, главным образом заселенных среднеазиатами, хотя на окраинах города в районах с дешевой арендой их явно больше, чем в центре. Социологи из петербургской Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ недавно провели исследование петербургских школ для того, чтобы проанализировать положение в них детей мигрантов. В 2010 году в большинстве петербургских школ процент детей без гражданства России составлял меньше 5%, во многих школах таких детей не было вообще. В Петербурге было обнаружено лишь пять школ, в которых детей без гражданства более 15%. В основном эти дети сосредоточены в небольших школах, подавляющее большинство из них свободно говорят по-русски. (Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь.)

6. Нет оснований считать, что число преступлений, совершенных мигрантами из стран СНГ (речь, подчеркиваю, не идет о внутрироссийской миграции), растет. По статистике МВД, на протяжении последних лет доля преступлений, совершенных в России гражданами СНГ, держится на уровне 3–4% и существенно не меняется (подробнее тут).

7

. Я не хочу сказать, что проблемы с миграцией и мигрантами не существует вообще. Захаров прав: мигранты из Средней Азии в большинстве своем малообразованны, обладают низкой квалификацией и по своим ценностям и установкам часто отличаются от местного населения. Эта разница является источником этнического напряжения, и в этом отношении ситуация в России сравнима с западноевропейскими странами. Однако простого пути решения проблемы миграции (закрыть границу, депортировать среднеазиатов) не существует. Необходима более комплексная и гибкая политика. Основанием этой политики должны стать систематические исследования мигрантов в России, которых сейчас явно недостаточно. В условиях, когда достоверной информации о числе и положении мигрантов в России нет, появляются мифы, на которых во многом и основано выступление Алексея Захарова.