Этим летом известные миллиардеры на своем примере демонстрировали безопасность полета к границе космоса, делились бурными эмоциями и планами по развитию космического туризма. Можно удивляться тому, что это событие вызвало такой ажиотаж, как это делает известный астрофизик и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон, напоминая, что Юрий Гагарин совершил нечто подобное ровно 60 лет назад.
Но полеты к границе космоса (в случае с Брэнсоном) и в космическое пространство (Джефф Безос все же преодолел линию Кармана, которая в большинстве стран принимается за условную границу космоса) совершили частные предприниматели в рамках продвижения своего бизнеса, и если для человечества это достижение весьма сомнительное по масштабу, то для частного сектора это, безусловно, «большой шаг».
Ричард Брэнсон утверждает, что воплотил свою детскую мечту, но, видимо, он не прочь получить прибыль от претворения в жизнь стремлений других состоятельных людей. На сегодняшний день Virgin Galactic продала 600 билетов на будущие суборбитальные полеты по $250 тысяч за штуку — всего примерно на $150 млн. Джефф Безос говорит о предварительных продажах на сумму почти в $100 млн. Конечно, это не так много, чтобы окупить вложения в ближайшей перспективе — Безос, например, потратил на свой проект минимум $5,5 млрд личных средств. Но окупаемость и перспективность космического туризма заслуживают отдельной статьи.
Сейчас же хочется обратить внимание на тот факт, что даже относительно дешевые суборбитальные полеты Брэнсона означают лишние выбросы в атмосферу продуктов сгорания реактивного топлива. Как увеличение запусков повлияет на ситуацию с парниковыми газами в атмосфере, учитывая уже имеющиеся выбросы авиационной отрасли?