Что такое маньеризм, когда он был и какими звонкими именами он представлен в истории мирового искусства, я в общих чертах знаю.
Но не так давно, — уж не помню по какой причине, — мне понадобилось почему-то энциклопедическое определение этого довольно странного, двусмысленного и, скажу честно, не любимого мною явления.
В одной энциклопедической статье я прочел, что для маньеризма «характерны изломанность, напряжённость, болезненность линий и форм».
В другой — примерно то же, но чуть-чуть другими словами, было сказано о присущих этому художественному течению «изломанности, взвинченности, змеевидности».
Заметим, впрочем, что «изломанность» была упомянута и там, и тут. А вот «змеевидность» — это да, это, как иногда говорят редакторы, цепляет.
Об этой «змеевидности» я всякий раз вспоминаю, натыкаясь, — к счастью, не так часто, как могло бы в наши дни, — на змеевидную букву латинского алфавита, выбранную зачем-то в качестве бодрого и боевитого символа новейшего военно-патриотического энтузиазма.
А также об этой же самой «змеевидности» вкупе с «изломанностью» и «взвинченностью» я вспоминаю всякий раз, когда с пыльных полок социальных сетей на меня вываливаются образцы вербальных отправлений тех или иных бесконечно «изломанных» натур, как будто бы наслаждающихся своим «напряженным», своим «болезненным», но несомненным негодяйством.
Их риторика, именно по причине своей змеевидной изломанности, выглядит гораздо противнее, чем дуболомные солдафонские откровения различных «силовиков» в сопровождении сводного хора платных или добровольных подпевал из различных, взбухших на казенных харчах военно-исторических обществ и бравых подтанцовщиков из Останкинского кордебалета.
В тех есть все-таки какое-то своеобразное дикарское обаяние. А эти…
Вот, например, один из дежурных сетевых придурков, навсегда инфицированных основательно просроченным уже к 90-м годам прошлого столетия тем, что на нашей территории было принято называть «постмодернизмом», выдал некий громокипящий пассаж, до меня дошедший в виде парочки цитат, заботливо упакованных и преподнесенных мне прямо к столу.
Короче, вот что мне пришлось прочесть:
«Чем дальше в лес, тем больше я восхищаюсь масштабом и радикализмом той революции, что произошла в России 24 февраля 2022 года.
Путин — настоящий революционер, какая неожиданность, — сделал то, что не получалось у кэрролловской Алисы, он достал ключ и открыл нам дверь в волшебный сад новой жизни, где вся ненавистная погань, раздувавшаяся за счет России десятки лет, вдруг сдулась за несколько дней, и стало холодно и свежо от какого-то очистительного, радостного ветра.
Конечно, мы не вернулись в прошлое — такого прошлого никогда не существовало, мы сочинили его прямо сейчас, — но зато мы, несомненно, уничтожили неправильное настоящее, и, главное, то будущее, куда так не хотелось идти.
Наконец-то жизнь вздрогнула, резко развернулась, да и зашагала в другую сторону».
И чуть дальше:
«Пусть как можно дольше продлится это отчаянно смелое 24 февраля — и тогда все не напрасно».
Каким-нибудь образом формировать и, тем более, формулировать свое отношение к этому самому, — не знаю, как точнее и короче это назвать, — даже как-то и неловко.
Однако прочитанное оказалось не совсем бесполезным, потому что умудрилось выдернуть из сусеков памяти ярчайшее воспоминание из детства.
Вот что я вспомнил практически немедленно.
Я немедленно вспомнил о том, как горел соседский дом. Это было вечером. И практически все жители нашей улицы, окружив горевший дом и в нетерпении ожидая не слишком, как водилось тогда, торопливую пожарную машину, взволнованно обсуждали и комментировали это более чем драматическое событие. Ужас перед бездушной стихией, сочувствие к погорельцам, желание и в то же время невозможность чем-нибудь помочь да и просто возбужденное любопытство витали над головами толпы.
Отдельным номером был там местный дурачок Женя, человек лет около сорока, но навсегда оставшийся семилетним. Он в страшном возбуждении подбегал то к одной, то к другой группке людей и, широко и радостно улыбаясь, истошно орал «Ура!»
Пожар между тем разгорался все свирепее и жарче. А Женя становился все веселее и веселее.
Впрочем, это не было никаким маньеризмом — ни змеевидным, ни изломанным, хотя и вполне взвинченным. Это был не маньеризм это была самая обыкновенная социально-культурная невменяемость, каковая, кстати, в значительной степени свойственна высказываниям и поступкам наших новейших маньеристов.
И я даже боюсь и думать о том, что ещё должно случиться, чтобы сами собой, без посторонней помощи, заткнулись эти смрадные выхлопы окаянного живодерского змеевидного маньеризма.
Какое моральное право сын большевистского чикатилы и людоеда Рубинштейн имеет поучать кого бы то ни было?
.
Как долго ждать публикации Republic’ом морализаторства от внука коменданта Освенцима?
.
Скажите, я преувеличиваю? А давайте просто прочтём мемуар Льва Рубинштейна? Итак, поехали:
.
Для начала о корнях светоча российской поэзии Льва Рубенштейна, что он пишет о своём отце:
«отец был военным инженером, участвовал в строительстве знаменитой ГУЛАГовской железной дороги, которая шла вдоль берега Ледовитого океана. Эту дорогу, как известно, не достроили, зато народу положили немало»
Отец совести российской поэзии был ГУЛАГовским мясником, большевичьём самого низшего, людоедского разряда. Ежовско-бериевского призыва. Руки по плечи в крови. Мы же все понимаем, ЧТО ИМЕННО кроется за стыдливой фразой сына своего кровавого отца: «народу положили немало»?!
.
Поехали дальше. Ну как говаривал грузинский людоед Джугашвили, «сын за отца не в ответе», а что сам то наш поэт, он то поди не из таких? Он же не мог быть дерьмом?!
В сторону эмоции. Читаем мемуар:
«Однокурсница соседствовала с пожилой парой. Люди они были деревенские, перебирались на лето в родную деревню, а осенью возвращались и привозили две огромные бочки, которые все время стояли на кухне. В одной – квашеная капуста, в другой – огурцы. И вот эта Наташа, как сейчас помню, когда мы заваливались к ней гурьбой, принося бутылки с вином и водкой, вскидывалась: «Ой, а чем же закусить? У меня только хлеб. Сейчас, минутку». На цыпочках выходила на кухню, оставив кого-нибудь стоять на стреме, и возвращалась с двумя мисками: с капустой и с огурцами. И мы так жили целую зиму. Бочки были такие огромные, что не кончались. Соседи ущерба не замечали.»
no comment. Мерзкая крыса Лёва Рубинштейн воровала в голодный послевоенный год чужую еду и не стыдилась этого, ведь «Соседи ущерба не замечали». А ты попробуй заметь. Если папа у крысёныша ГУЛАГовский инженер-большевик. Не хочешь участвовать «в строительстве знаменитой ГУЛАГовской железной дороги, которая шла вдоль берега Ледовитого океана»?! Тогда молчи, когда видишь, что маленький гадёныш тебя обворовывает…
.
И вот торт на вишенку. Интересен взгляд Льва Рубинштейна на вопросы рабовладения. Поди в своём мемуаре, совесть нации криком кричит, под танк бросается за свободу и против рабства? Ой, да что это я лезу поперёк светоча российской поэзии, давайте прочтём его мемуар?
«почему-то у многих были няни и домработницы. Думаю, это потому, что труд их оценивался невероятно дешево: все ведь были из деревень. Некоторые буквально за койку соглашались помогать по хозяйству. У меня была совершенно роскошная няня. Звали Дуня, до сих пор ее помню. Безграмотная деревенская старуха. Хотя, может, и не старуха, скорее мною она воспринималась как старуха. Наверняка ей было лет сорок, но она вспоминается в неизменном платочке, со вставными зубами, старухой из деревни»
Надо же, какая гуттаперчевая совесть у нашего поэта… Дуня… Какое исконное еврейское имя у рабыни, которая за койку пахала на семью ГУЛАГовского инженера Рубинштейна, папаши нашего поэта…
.
Мдаааа… Мне столько не съесть, сколько хочется выблевать, прочтя сей мемуар… Ну а тем, у кого с пищеварением дела обстоят лучше, чем у меня, дарю ссылку мемуара Льва Рубинштейна. Инжой, как говорят у нас в России:
.
https://lechaim.ru/ARHIV/215/lkl.htm
Грядёт веселье на Руси, грядёт веселье..
Интересно, как относятся к этой теме члены ордена куртуазных маньеристов?
Видимо осознание придет , когда загорится собственный дом....
И кого цитаты-то? Дмитрий Ольшанский?
Вы угадали)
Я нагуглил, хоть и не в один клик. Кто такой, понятия не имел и не имею. Посмотрел в Вики, но мало что понял тк далёк от этой кухни, хотя фамилии некоторые из его товарищей знакомы.
Хех, а я без гугла справился (но потом проверил). Ольшанский это в своей тележке писал, косыми путями я увидел, а после заржал, мол, насколько же они трясутся за это "вечное 24 февраля" с Киевом за 3 дня.
Меня в этой истории занимает сам способ превращения технических знаков в особые символы. Несложно предположить, как возникли эти обозначения. Примерно такой диалог воинских начальников:
— Чтобы не было путаницы, технику западной группировки маркируем буквой «З», восточной — «В».
— Еще большая путаница возникнет, решат, что буква З это цифра 3 и наоборот, а про В решат, что это латинская b.
— Э-э, а давайте, чтобы последний дурак все понял, используем латинские символы. Тут уж не перепутают.
Сказано — сделано, задача однозначности понимания, столь важная в военных делах, была успешно решена. На броне и тентах возникли буквы латинского алфавита. Интересны тут дальнейшие превращения технических маркировок в полноценные символы. Похоже тут сыграло свою роль восприятие (явственное, хотя и не вполне осознанное и контролируемое) латиницы как области глобального культурного контекста и ее превосходства в этом отношении над кириллицей как чем-то локальным и вторичным. Знаки латиницы как бы легче и естественнее обрастают дополнительными связями и смыслами, сама их сущность облегчает их обширную символическую нагруженность. В отличие от подразумеваемого бедного и ограниченного символического потенциала знаков кириллицы. То есть тут сыграл свою решающую роль глубоко провинциальный тип отношения к собственной культуре. Ведь именно провинциализм и связанное с ним ощущение собственной глубокой второсортности и заставляет надувать щеки. Настаивать на собственной исключительности, моральном превосходстве над другими и приписывать себе первенство во всех начинаниях, разумеется, подло украденных другими.
Другой, хотя и связанный аспект этой истории это символическая агрессия. Желание распоряжаться тем, что находится за пределами собственной «символической территории», захват и присвоение чужих обозначений. Эти знаки в значительной мере адресованы вовне, это угрожающее послание всем, кто обыденно использует эти знаки.
Маньристов принято ругать вслед за Вазари. Не думаю, что это удачная параллель. Микеланджело был маньеристом тоже. Короче, я люблю маньеристов и не дам их в обиду. Когда отряды стали неловко копировать классиков рениссанса ( этих художников мы просто не знаем), появились смелые художники со своей странной линией и странным взгдядом на жизнь, они не дали изобразительному искусству застояться. Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, Садома -- без них было бы скучно в музеях.
Очередной идеалист
Женя?
Я понимаю ваше настроение, но общаясь с подобными людьми все таки не могу назвать их сумсешдшими. Это скорее очень обиженные жизнью и своим положением в ней люди. Многие не имеют каких то возможностей роста в карьере, доступа к образованию для себя и детей. И вот этот ужас это возможность стать частью чего то страшного но великого в их картине мира.
Слишком много в российском обществе обозлённых за 1990-е годы, а рессентимент требует приложения... ;)
Напомнило стишок, сочиненный в далёкие советские времена невинным ребенком, малолетним сыном знакомых по какому-то торжественному поводу:
.
Пусть входит праздник в каждый дом,
Пусть все вокруг горит огнем!
Это из Карлсона вроде, так что он просто цитировал классику :))