IMAGO / Eberhard Thonfeld / Global Look Press
Европейские политики призывают муниципалитеты, предприятия и граждан перейти к режиму разумной энергетической экономии. Уже решено уменьшить освещение улиц и выключить световую рекламу в ночные часы. Полиция проверяет, закрыты ли двери магазинов с работающими кондиционерами. И это, очевидно, только начало: необходимо снизить расход электроэнергии уже сегодня, чтобы сберечь ценные ресурсы для будущей зимы.
Все это следствие соглашения о добровольном сокращении потребления газа на 15% по сравнению со средними цифрами за последние пять лет, которого министры энергетики стран ЕС достигли 26 июля. Только Венгрия, при Викторе Орбане ставшая enfant terrible Европы, выступила против, а ее представитель назвал соглашение «несправедливым, бесполезным и нереализуемым». Впрочем, решение принималось большинством голосов, и особая позиция Венгрии не произвела сильного впечатления. Период действия договоренности установлен с августа 2022 года по март 2023. При этом Брюссель вправе сделать соглашение обязательным или продлить его в том случае, если положение дел станет критическим с точки зрения европейской энергетической безопасности.
Понятно, почему потребовалось принять такое решение. Несколько десятилетий российский газ исправно поступал в Европу, заняв солидное место в ее энергетическом балансе (примерно 40% суммарного потребления в ЕС до начала «специальной военной операции»). При этом и до 24 февраля 2022 года Россия не выглядела предсказуемым экономическим партнером, озабоченным прежде всего стабильным доходом. Что-то тревожное и не только коммерческое всегда угадывалось в масштабных проектах Москвы по газоснабжению Европы, которые всегда могли стать инструментом в руках политического шантажиста. Осенью 2021 года, когда отношения с ЕС были прохладными (и на тот момент речь не шла о температуре батарей в квартирах), но еще не окончательно испорченными, «Газпром» вдруг снизил поставки газа, вызвав резкий рост цен и некоторую панику в рядах покупателей. Злополучный «Северный поток-2» с самого начала воспринимался критиками Кремля как средство давления на Украину. Мало кто мог сомневаться в том, что Москва без колебаний прибегнет к увязке поставок газа с политическими требованиями, как только посчитает это нужным.
И тем не менее в Европе не спешили с пересмотром сложившейся зависимости от России.