Я обещал в этом блоге пытаться разбираться в интересных проблемах. Их можно обнаружить далеко не только в контексте финансового кризиса. Экономическая сторона спекуляции билетами – один из таких незаурядных вопросов, который давно привлекает моё внимание. Спекуляцией самой по себе мало кого можно удивить, но на рынке билетов ситуация особая. Театры, стадионы и концертные площадки умышленно продают билеты ниже рыночной цены. Затем билеты попадают в руки спекулянтов и достаются покупателям уже согласно законам спроса и предложения. Создается впечатление, что система устроена безумно неэффективно, и, тем не менее, она не меняется. Давайте разбираться вместе, как и почему она работает. Начинается все, очевидно, с желания сделать билеты доступными. Кроме денег артистам важно получать эмоциональную отдачу от зрителей, и вместе с тем не выглядеть чересчур жадными. Поэтому они предпочитают фильтровать покупателей не по финансовым возможностям, а по любви к группе, команде или артистам театра. Зрителям все равно придется платить больше за хорошие билеты, но не деньгами, а стоянием в очереди. Это понятно, но почему тогда никто не борется со спекулянтами? То есть на словах все готовы их осуждать, в некоторых странах спекуляция билетами даже законодательно запрещена. Но это редко влияет на рынок. В то же время, вокалист рок-группы Nine Inch Nails Трент Резнор рассказывает, что его группе было достаточно ввести билеты с фамилиями покупателей и проверку документов на концертах – и перепродажа билетов прекратилась. Первое возможное объяснение этого феномена состоит в том, что артисты специально занижают цену, чтобы потом заработать на чем-то еще. Давно известно, что кинотеатры часто продают свои билеты дешевле равновесной цены, чтобы заработать на продаже попкорна. В музыкальной индустрии раньше способом заработать была продажа альбомов, но сейчас эта статья доходов постепенно исчезает. Остаются майки и прочие сувениры, но на них вряд ли можно заработать столько же, сколько на продаже билетов. Так или иначе, и у музыкантов, и у владельцев концертной площадки, как правило, есть ряд дополнительных источников дохода, но все их трудно связать с необходимостью продавать билеты дешевле. Резнор утверждает, что, как минимум в случае с музыкальными билетами, все проще. Продажа билетов по заоблачным ценам действительно портит имидж группам и концертным площадкам. Поэтому они поступают самым наглым образом. Билеты печатаются с определенным номиналом, потом большая их часть делится между группой, билетными агентствами, промоутерами и площадками. Они, в свою очередь, спокойно продают билеты спекулянтам уже по высокой цене. Спекулянты добавляют свою наценку и перепродают билеты фанатам. В итоге, как и должно было быть, все заинтересованные агенты получают со зрителей почти рыночную цену, и только часть из нее попадает к спекулянтам – за то, что они становятся козлами отпущения. Часть билетов, конечно, приходится продавать по заявленной цене, но это только создает дополнительный ажиотаж. Недавно я пытался купить для друга билеты на концерт группы Muse. Билеты на оба концерта на двадцатитысячной арене в ноябре ушли из официальной продажи меньше, чем за два часа. При этом сразу же сайты по перепродаже билетов были заполнены предложениями, превышающими номинал примерно в три раза уже с пометкой «sold out». Такая ситуация была бы совершенно невозможной без описанного выше механизма. Огромная часть билетов просто не попала в открытую продажу. Спекуляция процветает не только в Лондоне. В Москве стабильно перепродают театральные билеты – несмотря на то, что московские театры тоже имеют право продавать билеты по любой цене, что заметно по очень разным номинальным ценам. Однако билеты все равно попадают в руки спекулянтов. Тут, правда, механизм еще проще. Кроме «распределенных» билетов, спекулянты часто скупают и обычные билеты по цене, близкой к номиналу, за счет договоренности с кассиром. В итоге опять же театралы платят по максимуму, но театр вроде как не несет за это ответственности. Вопрос, стоит ли искоренять спекулянтов, не так прост, как мог бы показаться. Сейчас перекупщики помогают артистам сохранять хорошую репутацию, но откажутся ли все заинтересованные лица от денег, если спекулянты исчезнут? Вряд ли. Может быть, реальные цены немного и снизятся, но номинал сильно вырастет. Это не обязательно «убьет» дешевые билеты, но сам рынок, скорее всего, потеряет гибкость. Сегодня спекулянты, конкурируя между собой, не позволяют ценам задираться слишком высоко. Потому, если конкуренция будет иметь место, как и прежде ничего не изменится. Если же на этом рынке останется один монопольный продавец, то высока вероятность того, что цены поднимутся.