В «Новом литературном обозрении» вышла «Автобиография большевизма. Между спасением и падением» профессора исторического факультета Тель-Авивского университета Игала Халфина.
Большевизм как квазирелигиозное мессианское движение ставил своей целью радикально преобразовать общество и создать рай на земле. Чтобы стать «новым человеком», каждый из его участников должен был перековать себя с помощью коммунистической этики, разобраться в своих изъянах и преодолеть свои сомнения, гласит аннотация к книге.
Халфин прослеживает поэтику большевистских эго-документов, показывая, как последние воплощали в себе нарратив движения от тьмы к свету и обращения в новую веру. Со временем товарищеские суды и дискуссии о «прегрешениях» членов партии сменились реальными политическими процессами, в которых «неправильные» коммунисты, в особенности троцкисты, были объявлены контрреволюционерами. Соединяя в своем исследовании анализ автобиографий с изучением коммунистической психологии и социологии, автор убедительно показывает, как складывались предпосылки для последующего Большого террора.
Коммунисты, вышедшие из партии по своему желанию, не могли рассчитывать на легкое восстановление в ее рядах. «Бывшие» считались опаснейшим элементом, рассерженным и обозленным, чинившим разные козни против партии. Они выстраивали свое видение революции, относились критично к нынешней партийной линии, создавали заговоры с осколками мелкобуржуазных партий с целью если не свержения советской власти, то радикального изменения ее курса. XII съезд РКП(б) отдал местным организациям распоряжение не принимать никаких «бывших». Повторный прием в ряды большевиков провозглашался недопустимым.
За исключением из партии следовало, как правило, повышенное внимание со стороны спецслужб. 25 ноября 1922 года ГПУ просило Томский губком «срочно прислать списки всех исключенных из правящей партии начиная с сентября 1921 г.». В августе 1923 года Секретариат ЦК выслал ответственным руководителям партийных коллективов секретный циркуляр: «За последнее время наблюдается появление групп из бывших членов партии, исключенных и добровольно вышедших, враждебно относящихся к Советской власти. В большинстве случаев в состав этих групп входят карьеристские или анархические элементы, из которых некоторые занимали ранее ответственные посты. Ныне находясь вне партии, они вносят деморализацию не только в беспартийную массу, но и в ряды отсталых членов РКП, с которыми у них сохраняются старые связи. Выдвигая нередко "левые" лозунги — борьба с нэпом, необходимость рабочей революции и т. д. — прямо или косвенно они борются против политики РКП, блокируются с меньшевиками и эсерами и являются в большинстве случаев зачинщиками и организаторами разных "волынок" на фабриках и заводах». В целях беспощадной борьбы райком предложил взять на учет, внимательно следить за их выступлениями «и добиться полного прекращения всяких сношений членов РКП с этими элементами».