Фото: Wikipedia
Жившему век назад украинскому писателю и политику Владимиру Винниченко приписывают слова: «Русский демократ заканчивается там, где начинается украинский вопрос». В разных вариациях эта фраза популярна до сих пор. Смысл очевиден: в России сторонник оппозиции может сколько угодно возмущаться злоупотреблениями и несменяемостью своих властей, но в отношении ближнего зарубежья он останется точно таким же имперцем, как и нелюбимые им политики.
Дата 24 февраля перевернула всё с ног на голову. И для многих россиян перемены в сознании начались именно с украинского вопроса. В том числе в отношении других экс-советских республик. В 2022 году оказалось, что гражданам РФ жить там зачастую безопаснее и спокойнее, чем на своей родине. Одной из таких стран стал Казахстан, где сейчас живут около 200 тысяч обладателей красных паспортов.
В мифологии постсоветского имперства республика занимала и занимает место немногим выше, чем Украина. Лично Владимир Путин, известный историк-любитель, как-то заявлял, что до Нурсултана Назарбаева «у казахов не было государственности никогда». Навязчивый нарратив «Казахстан создали искусственно, его территория — подарки большевиков» живёт среди путинских элит до сих пор, на ровном месте осложняя отношения с южным соседом. Такие утверждения не просто вызывающе неуместны, они не соответствуют научным фактам. Правители Жанибек и Керей провозгласили первое Казахское ханство ещё в 1465 году — раньше единого Русского государства со столицей в Москве.
Не менее важно, что и восстановить утраченную в XIX веке государственность казахи пытались задолго до распада СССР. В Гражданскую войну два года просуществовала самостоятельная автономия Алаш-Орды. Создатели видели в ней частично суверенный субъект будущей демократической федерации на месте рухнувшей царской России. Собиратели новой большевистской империи Алаш-Орду ликвидировали, но память об автономии легла в основу сначала советского, а затем и суверенного Казахстана.
Так что государственность здесь была, и ничьих «подарков» она не получала. Просто знать о местных борцах за независимость российскому имперцу неинтересно и даже вредно.
«Выгодно ли государству хлопотать о развитии инородцев?»
Присоединение Казахстана к Российской империи, если проводить исторические аналогии, это не лихая «конкиста» в духе Кортеса или Писарро, а планомерное поглощение, наподобие британской экспансии в Индии. В 1731 году о принятии российского подданства первыми объявили правители Младшего жуза, группы племенных союзов с запада страны. И только в 1860-х годах в состав России вошло Семиречье, юго-восток современной республики.
Изображение: Wikipedia
Растянутый во времени процесс носил запутанный характер. Случались и восстания против Санкт-Петербурга, и совместные боевые действия против среднеазиатских бекств, и неудачные попытки казахов сплотиться в единое централизованное государство. Но к последней четверти XIX века территория современного Казахстана окончательно стала частью империи. В 1882 году большую часть будущей республики объявили Степным генерал-губернаторством.
В это образование не вошли современные области Южного Казахстана, зато генерал-губернаторская столица находилась в российском Омске.
Центральные власти всё чаще и жёстче вмешивались в дела на новых территориях. Так что современные казахские авторы небезосновательно называют порядки того времени колониальными. Имперские власти прежде всего не признавали самоназвание их предков. Из-за созвучия слов «казах» и «казак» народ вместе с соседями-кыргызами записали в единую виртуальную общность «киргиз-кайсаков».
Вплоть до 1920-х годов во всех официальных документах казахов называли «киргизами». Соответственно, первая советская автономия для народа изначально называлась «Киргизской», а с 1925 года «Казакской». Лишь в 1936 году центральная власть нашла выход: транскрибировать казахское «qasaq» как «казах» на русском.
В 1860-х годах Санкт-Петербург упразднил сохранявшийся порядок управления через местную аристократию. Устанавливался общеимперский порядок управления с назначаемыми из центра военными чиновниками и сбором налогов. Землю в стране объявили собственностью государства, при этом сами «киргиз-кайсаки» получили статус не полноправных подданных, а инородцев. Представители российской власти относились к ним соответствующе.
«Выгодно ли вообще государству хлопотать о высоком умственном развитии инородцев? История нам прямо указывает на то, что с пробуждением народов от исторического умственного сна, или, другими словами, с развитием массы в них является сознание своей национальности и стремление к политической самостоятельности».
— Лев Баллюзек, начальник одной из областей Степного генерал-губернаторства в 1870-х годах
Складывалась противоречивая, но характерная для любой колонии ситуация. Новые хозяева прокладывали железные дороги, строили школы и больницы, добывали полезные ископаемые. При этом местное самоуправление систематически ущемляли, а любые проявления национального самосознания строго наказывали. В случае с казахами речь шла о признании эндоэтнонима: российские власти упрямо не желали считать их кем-то, кроме как «киргиз-кайсаками».
Тюрьма — Дума — Тюрьма
Для казахского национального движения условной точкой перелома послужили 1896–1901 годы. Тогда Санкт-Петербург провёл экспедицию по всестороннему изучению Степного генерал-губернаторства. Иронично, что колониальной по сути миссией руководить поставили совсем не истового имперца, а народовольца с революционным прошлым Фёдора Щербину.
Экспедиция преследовала конкретную цель, связанную с решением аграрного вопроса во всей России. Власти пытались решить застарелую проблему крестьянского малоземелья путём переселения земледельцев на восток. И Щербине предстояло выяснить, сколько колонистов «по науке» может принять Казахстан.
Изображение: Wikipedia / А.Н. Седельников
Участники экспедиции не только выполнили поставленные цели, но и вышли за поставленные рамки. Щербина привлекал к сотрудничеству местных интеллигентов, таких как Алихан Бокейханов (в большинстве российских источников — Букейханов). Они придали миссии этнографический характер в интересах уже не империи, а своего народа: составили таблицу родов в каждом уезде и определили продолжительность казахского присутствия на каждой конкретной территории. Зревшее национальное движение получило новый импульс.
Первую русскую революцию Бокейханов и его единомышленники использовали как возможность защитить местные интересы. В июне 1905 года инициативная группа направила императору Николаю II Каркаралинскую петицию. Пункты документа содержали ряд принципиальных для казахов требований: ограничить переселение из внутренних губерний, признать равноправие мусульман и православных, провести реформу судов, организовать полноценное обучение на местном языке.
Бокейханов за сам факт обращения с петицией к императору угодил в тюрьму. Хоть и ненадолго: приближались первые выборы в Государственную думу Российской империи, где политику предстояло быть выборщиком от родной волости. Товарищи по комиссии именно его и избрали депутатом от Семипалатинской области.
В работе I и II царских Дум приняло участие по семь этнических казахов. Они примыкали к кадетским или к мусульманским фракциям.
Депутатство Бокейханова, правда, кончилось, не успев начаться. 9 июля 1906 года, прежде чем он успел добраться до Санкт-Петербурга, Николай II распустил орган. Вместе с соратниками по кадетской партии казах тогда подписал Выборгское воззвание. Документ осуждал действия монарха с призывом к кампании гражданского неповиновения. Считается, что подпись Бокейханова под ним стала первой.
«Когда мы несли текст воззвания в типографию, то встретили нашего знакомого киргиза Алихана Бокейханова. Оказалось, что […] он добрался до Петербурга лишь после роспуска Думы и, узнав, что мы в Выборге, приехал нас разыскивать. Мы сообщили ему, что и в Выборг он опоздал.
— Ну, что же делать, — покорно сказал он, — пойду с вами в типографию.
В типографии он с нами дождался первого оттиска воззвания, держал его корректуру, а затем не поморщившись [не испугавшись риска репрессий] подписал».
— Владимир Оболенский, российский политик из партии кадетов
В итоге Бокейханов снова угодил в царскую тюрьму вместе с прочими подписантами. Суд пожизненно лишил его права избираться в парламент. А после роспуска уже второй Думы 3 июня 1907 года монархия запретила казахам, как и большинству «инородцев», заседать в органе. Колонизированным народам прямо указали на их подчинённый статус, мириться с которым те явно не желали.