Глава из книги американского культуролога Брэндона Лабелля «Акустические территории» (русский перевод готовится к выходу в издательстве Новое литературное обозрение) рассказывает краткую историю фоновой музыки, концепция которой была разработана детройтской компанией Muzak еще в 1930-х годах.
Точно дозированные музыкальные эпизоды, перемежавшиеся ювелирно рассчитанными паузами, оказались весьма эффективным инструментом «научного менеджмента», призванного до предела автоматизировать действия рабочих на автомобильных заводах Детройта.
Очень скоро выяснилось, что манипуляция поведением с помощью музыки эффективно работает отнюдь не только на конвейерах автомобильной столицы Америки: с появлением первых торговых центров в США в начале 1950-х фоновая музыка стала (и до сих пор остается) неизбежным сопровождением шоппинга.
Название компании Muzak давно превратилось в нарицательное (словом «мьюзак» часто описывают сугубо коммерческий, «дешевый» поп-саунд), но при этом сама фоновая музыка, изначально придуманная как чисто функциональный инструмент, положила начало отдельному жанру ambient, сыгравшему исключительно важную роль в музыкальной культуре последних десятилетий.
Брендон Лабелль описывает современные городские пространства как «акустические территории», где звук становится не просто фоном, но частью продуманной инфраструктуры, нацеленной (в случае торговых моллов) на максимальную эксплуатацию нашего потребительского инстинкта — того, что автор называет «удовлетворением наших воображаемых потребностей».
Для удобства журнальной публикации в тексте сделаны небольшие сокращения — в частности, опущены многочисленные ссылки на источники цитат.