Свобода в российском сегменте интернета за последний месяц подверглась нескольким атакам со стороны российского государства. Появились новости, что власть все же нашла способ, как и сохранить для российской аудитории YouTube, но фильтровать в нем контент, отделяя «крамолу» от развлекательно-познавательной информации. О перспективах усиления цензуры в российском интернете и возможности противостоять ей со стороны свободных ресурсов Republic поговорил с бывшим руководителем проекта «Яндекс.Новости», основателем проекта новостного агрегатора The True Story Львом Гершензоном.
«Десятки миллионов россиян не знают, зачем им нужен ВПН, у них даже нет такой потребности…»
— Недавно российские пользователи снова столкнулись со сбоями работы ВПН. Это не первая атака на ВПН, но, по мнению специалистов, это была наиболее масштабная атака. На ваш взгляд, российской власти по плечу лишить российских пользователей возможности пользоваться ВПН или это все ради процесса и отчетов для начальников?
— Это точно не ради процесса. Блокировки очень эффективные. За последние годы стало заметно, что власть их совершенствует. Все издания, которые работали в России 10–15 лет, после блокировок теряют 70–80% своей аудитории. По рассказам знакомых и друзей, нужно прикладывать усилия, чтобы ВПН продолжал работать: их должно быть установлено несколько, платных и бесплатных. Как известно, каждый клик в интернете сокращает аудиторию, любое дополнительное усилие — преграда. Не надо забывать, что почти все независимые издания объявлены иноагентами, часть — нежелательными организациями, на некоторых редакторов и авторов заведены уголовные дела. Все это создает дополнительные препятствия для изданий, чтобы взаимодействовать с экспертами и аудиторией.
Удастся ли государству победить ВПН, сказать пока сложно. Но я думаю, что, скорее всего, нет. Создатели ВПН-сервисов тоже не сидят сложа руки и постоянно их совершенствуют. Но ВПН нужно продвигать в массы и объяснять, почему пользователям нужно прикладывать усилия, чтобы иметь доступ к информации, почему нужно скачивать какие-то программы, которые тормозят работу других программ.
— Если у власти все-таки получится на территории России победить ВПН-сервисы, какие возможности останутся у тех, кому нужна «запрещенная» информация?