Ян Петровский (крайний слева) в Донбассе

Ян Петровский (крайний слева) в Донбассе

Фото: twitter.com/SospechosoUsual

Полиция Финляндии задержала одного из лидеров диверсионно-штурмовой разведывательной группы «Русич» Яна Петровского, объявленного в розыск Украиной. Боевик и нацист переехал с семьей в страну НАТО, сменив имя, но его быстро вычислили. Сейчас Петровского пытаются вызволить российские дипломаты. Republic поговорил с директором Центра демократических принципов и приглашенным научным сотрудником Центрально-Европейского университета (Вена) Антоном Шеховцовым о том, дискредитируют ли «нацистские» организации вроде «Русича» Кремль, как они попадают на войну, целью которой заявлена «денацификация», как исказилось понятие «нацизм» и почему Россия и Украина обвиняют друг друга в фашизме.

«Украинская правоохранительная система может сделать из случая с Петровским показательный суд»

Недавно на Вооруженные силы РФ бросил тень очередной скандал. Украина потребовала от Финляндии экстрадировать одного из участников ДШРГ «Русич» Яна Петровского. В связи с этим СМИ, блогеры и прочие наблюдатели вспомнили, что на российской стороне воюют люди, которые ассоциируют себя с нацизмом. На ваш взгляд, это как-то дискредитирует российскую армию и в целом власть, которая сама якобы борется с нацизмом?

— Дискредитирует перед кем? В глазах Запада и Украины российская армия давно дискредитирована. А что касается российского общества, я думаю, если даже люди и знают о Петровском, Алексее Мильчакове, «Русиче», то либо игнорируют эту информацию, либо искренне полагают, что это все поклеп англосаксов, либо думают, что ничего страшного: это лишь один такой затесался, в семье не без урода.

Как вы объясните, почему Путин и другие руководители силовых органов, которые традиционно ведут свою идеологическо-организационную родословную от ВЧК-НКВД, позволяют условным «нацикам» так их подставлять? Они просто не знают или так и задумано?

— Для руководителей уровня Путина «Русич» и прочие «нацики» на фронте — это все мелочь.

Силовики и особенно люди, как Путин, имеющие отношение к контрразведке, иначе смотрят на идеологию и людей. Они оценивают людей с точки зрения удобности.

Немецкие журналисты исследовали, с кем работал Путин, когда служил в Дрездене. Они показали, что он занимался вербовкой каких-то нацистов, потому что КГБ нужно было иметь контакты с некоторыми маргинальными политическими группировками для дестабилизации, дискредитации и так далее. Это не значит, что у Путина есть какое-то идеологическое родство с «нациками», раз он их пытался переманить на свою сторону, будучи в ГДР. Это исключительно прагматичный, утилитарный контрразведывательный подход.