Президент Путин на пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя 2 мая / kremlin.ru
настоящий материал произведен и распространен иностранным агентом железновой м.м. 18+
«Традиционные ценности» — это словосочетание в последние несколько лет стало для российской власти универсальным объяснением того «особенного пути», по которому она ведет страну, а необходимость их «защищать» от «угрозы» с Запада — дежурным оправданием очередного ограничения прав граждан. Чтобы граждане знали наверняка, что государство подразумевает под «традиционными российскими духовно-нравственными ценностями», их зафиксировали в разнообразных официальных документах — но насколько они действительно традиционные, исключительно ли российские и в самом ли деле россияне считают их своими ценностями? О том, какие ценности у россиян были на подъеме последние 15 лет (как насчет гедонизма?), можно ли «навязать чуждые ценности» и сильно ли ценности жителей России отличаются от ценностей европейцев, «Мнения» поговорили с социальным исследователем, научным сотрудником канадского университета Waterloo Максимом Рудневым, который много лет посвятил изучению этой темы.
— Давайте начнем с определения: что такое ценности, как их описывают исследователи?
— Я сошлюсь на одного из известных современных исследователей, социального психолога Шалома Шварца. В его понимании индивидуальные ценности — это абстрактные конечные цели людей, некоторые аксиомы, «то, что для меня важно», поэтому когда люди спорят, то последним аргументом как раз и будут ценности. Ценности — это необязательно то, что идет на пользу сиюминутному личному благополучию, иногда следование ценностям даже идет наперекор непосредственным интересам, но это именно потому, что люди могут считать важным что-то более отдаленное и абстрактное.
— Как устроена шкала координат ценностей?
— Самая известная шкала индивидуальных ценностей — опять-таки Шалома Шварца. Она представляется в виде круга, который формируется из 10 ценностей (иногда 20). Там есть две оси, на полюсах находятся, соответственно, противоположности: «Сохранение» — «Открытость изменениям» и «Самоутверждение» — «Забота об окружающих».
Ценности, которые находятся на полюсе заботы об окружающих — это «Благожелательность» (сюда входит забота о ближнем круге — родственниках и друзьях) и «Универсализм» (а это забота о дальнем круге, о природе). На противоположном полюсе, то есть противоположность им — ценности самоутверждения: «Власть/богатство» (это желание иметь авторитет, социальный статус) и «Достижение» (признание заслуг окружающими).
Полюс открытости: здесь находится ценности «Самостоятельность» (свобода мысли, выбора, творчество), «Риск/новизна» (это любовь к разного рода возбуждающей, адреналиновой деятельности) и отчасти «Гедонизм», который не всегда выражает открытость, иногда — эгоизм и самоутверждение, он находится поэтому на границе между открытостью и самоутверждением (под гедонизмом понимается получение удовольствия от жизни, чувственные наслаждения и т.п.). Им противоположны ценности сохранения, они, наверное, ближе всего к тому, что описано в новых российских законах и стратегиях как «традиционные ценности»: «Традиция» (следование обычаям, в основном религиозным), «Конформность» (когда важно следовать правилам) и «Безопасность» (как повседневная, так и желание иметь защиту).
Три последних, а также ценности «Заботы» отражают групповые интересы, «Самостоятельность», «Риск/новизна», «Гедонизм», «Достижение» и «Власть/богатство» — индивидуальные.
— Правильно ли я понимаю, что в такой группировке ценностей нет оценки, нет «хороших» и «плохих» ценностей?
— Да, все эти ценности в той или иной степени социально одобряемые, какие-то в большей степени, какие-то в меньшей, но явных «антиценностей» — лжи, предательства и т.п. у Шварца нет, за что его иногда критикуют.
— А кто тут объект исследования — некий средний человек?
— Нет, это ценности каждого отдельно взятого человека, то есть опрашивается большое количество людей, но индивидуально. При этом данные можно обобщать, делать сравнения между группами, странами, чтобы понять, чем россияне похожи на жителей других стран или, наоборот, чем от них отличаются.