Лиссабон. Фото: Unsplash.com

Лиссабон. Фото: Unsplash.com

На этой неделе правительство Португалии презентовало новую иммиграционную программу, вызвавшую волну обсуждения среди россиян-релокантов. Она направлена на отмену уникального механизма, который назывался «выражение заинтересованности» (manifestaciones de interés) и позволял получить вид на жительство (ВНЖ) на основании работы по найму или бизнеса, находясь в стране по туристической визе. Португальский президент одобрил закон в экстренном порядке, и 4 июня он уже вступил в силу.

Теперь иностранцы должны подавать документы на рабочую визу в Португалию в странах своего происхождения. Для этого португальское правительство пообещало увеличить штат консульских учреждений в странах, считающихся «приоритетными» (в каких именно — не уточняется), но надеяться на скорое увеличение мощностей было бы самообманом. Другие принятые меры направлены на то, чтобы приоритезировать миграцию граждан португалоговорящих стран, специалистов с высокой квалификацией и молодежи, а также воссоединение семей.

В этом мы видим общеевропейскую тенденцию решения проблемы нелегальной миграции и в целом усиления контроля миграции. Одним из ее ярких примеров является недавно принятый Европарламентом закон, который ужесточает процедуры предоставления убежища и равномерно перераспределяет нагрузку между государствами. Согласно документу, мигрантам с низкими шансами на предоставление убежища запретят передвигаться внутри ЕС и будут депортировать прямо из лагерей на границах, в том числе — семьи с детьми. Также их смогут отправлять в «безопасные» третьи страны, чтобы они запрашивали убежище там — например, в Тунис или Албанию. Соответствующие изменения в национальное законодательство страны-члены ЕС должны внедрить до середины мая 2026 года.

С одной стороны, ряд стран — например, Германия, Франция или Словения — пытаются компенсировать нехватку квалифицированных работников и упрощают легализацию специалистов востребованных специальностей. При этом государства ужесточают требования по знанию, в частности, национального языка. Однако трудовая миграция — это контролируемый процесс, и миграционные потоки можно просчитать заранее, в том числе через квотирование.

Евросоюз урегулировал туристические въезды, и в скором времени граждане стран с безвизовым режимом должны будут регистрироваться в Европейской системе информации и авторизации путешествий (ETIAS) и получать электронное разрешение на въезд. Так страны намерены обеспечивать безопасность, а также предотвращать нелегальную миграцию еще до пересечения границы. Систему планируют внедрить в 2025 году.

Россияне в рейтинге нелегальных мигрантов занимают, конечно, далеко не первые места, и ужесточение законодательства направлено не против нас. Но это тренд, который будет развиваться в последующие годы — и тем, кто планирует уехать из страны, надо быть к этому готовыми.

Как мы видим по Португалии, он касается и других способов переезда, которые изначально происходят не по иммиграционным документам. Когда человек мог въехать по обычной туристической визе и подать на ВНЖ уже в стране, это порождало огромную проблему с нагрузкой на миграционные органы. Количество работников и принципы работы системы оставалось одинаковыми и просто не могли «переварить» непредвиденные подачи на миграционные документы. В результате люди ожидали решений годами, не могли выехать из страны, пока документы не будут рассмотрены. Некоторые уезжали, не дожидаясь одобрения.

Другие популярные пути легализации, такие как визы «цифрового кочевника», не закрываются. Этот процесс более контролируем на этапе подачи документов в зарубежных дипломатических учреждениях: страна может выделять слоты и принимать столько людей, сколько способны «переварить» миграционная система и существующее количество работников. Однако это может уменьшить «пропускную способность», и желающие переехать могут столкнуться с нехваткой слотов на долгое время вперед.

Скорее всего, в ближайшее время мы будем наблюдать закрытие таких лазеек во многих странах. Пока самой либеральной страной в плане миграционных опций остается Испания — прожив нелегально в стране три года, можно получить ВНЖ по оседлости. Но думаю что и там практика и законодательство будут меняться.

Это вызвано нарастающим миграционным потоком в Европу: число запросивших убежище в последние два года близко к миграционному кризису 2015 года. У нас в «Ковчеге» (проект, который помогает россиянам с антивоенной позицией, находящимся в РФ или за рубежом) часто спрашивают, дадут ли им убежище — и мы стараемся дать человеку всю информацию о том, насколько это тяжелая процедура, а для положительного решения нужны документально подтвержденные основания политически мотивированного преследования. Помимо этого, процесс может затянуться на долгие месяцы и даже годы, и важно помнить, что по итогу статус беженца не гарантирует комфортную жизнь в Европе — скорее, наоборот.

Поэтому наши юристы советуют к эмиграции — если она не связана с политически мотивированным уголовным делом или угрозой жизни — готовиться заранее: например, подыскивать работу или учебу в стране, куда планируете уехать. Если же вам потребовалось экстренно покинуть Россию из-за преследования, «Ковчег» предоставляет бесплатное жилье в Армении, Турции и Польше.