IMAGO/www.imagephotoagency.it
Неделя в России началась с обсуждения однодневного визита скандального рэпера Канье Уэста в Москву, вызвавшего небывалый ажиотаж. Журнал «Москвичка», созданный пропагандисткой Кристиной Потупчик для светско-лайфстайлового оформления кремлевского курса на СССР 2.0, резюмировал : «Иначе говоря, Канье cancel the cancelled culture. И, вероятно, его приезд очертит новый тренд. Хватит бояться и клеймить Россию». Что ж, тезис этот несколько преувеличен.
Новый тренд приезд рэпера в РФ очертить не может, поскольку Канье крайне далек от положения трендсеттера. При всей своей популярности (и отчасти даже культовости для хип-хоп сообщества), на Западе артист воспринимается как фрик, «различающий хорошее» в Адольфе Гитлере и снимающий клипы про обезглавливание парня своей бывшей жены. С ним не хотят иметь дел креативные агентства и бренды вроде GAP, Balenciaga и Adidas, разорвавшие контракты с Канье из-за антисемитских высказываний, — однако последние годы именно такую репутацию рэпер всеми силами и пытается поддерживать.
На фоне чего визит в Россию 2024 года — это вполне закономерный жест публичной фигуры, для которой заигрывания со свастикой в дизайне одежды и признания в симпатиях к Владимиру Путину давно стали нормальными элементами провокативного имиджа. Канье Уэст 2020-х — это про китч, про эстетизацию маргинальности и языка вражды, про аккуратную деконструкцию западного мейнстрима через ассоциацию себя со всем, что не укладывается в его окно дискурса (от Дональда Трампа до НСДАП).
Поэтому вывод «хватит бояться и клеймить Россию» в контексте прибытия такой персоны кажется не очень уместным. Уэст, напротив, вполне гармонично встроил РФ в свой токсично-гротескный ассоциативный ряд, под стандарты которого Кремль вот уже третий год ее форсированно «реформирует». Направление для неконвенционального, экстремального туризма, куда уже давно не суется никто, кроме правоконсервативных журналистов и лидеров восточных диктатур — удачный выбор для артиста, чей образ держится на бесконечном эпатаже и противопоставлении себя канонам западного шоу-бизнеса.
Выбором не менее удачным было назначение в 2023 году российского дизайнера Гоши Рубчинского главным дизайнером бренда Yeezy, основанного Канье в 2013-м. Он на Западе считается фигурой радикальной и скандальной, в особенности после истории о домогательствах к 16-летнему подростку. На день рождения к дизайнеру Уэст в Москву и прилетал — к слову, в 2016-м они в российской столице уже встречались, в Мультимедиа-арт-музее на Остоженке.
Тогда массового помешательства, толп подростков на Красной площади и комментариев Александра Дугина прибытие Канье не спровоцировало, но к 2024-му «изолированно-суверенная» Россия чересчур изголодалась по международному вниманию, чтобы сдерживать спрятанный под слоями антиамериканского официоза банальный карго-культ. Отдельно останавливаться на этой теме нет необходимости, поскольку ажиотаж вокруг Канье совершенно идентичен сопровождению февральского «пришествия» в Москву Такера Карлсона.
@sotaproject
Любопытнее, чуть дистанцировавшись от российского политикона, взглянуть на феномен Канье Уэста (и, опосредованно, Гоши Рубчинского) как на претензию занять в медийном пространстве нишу, которую принято называть контркультурой. И попытаться осмыслить, почему в другом виде в 2024-м году существовать она не может.