Москва, 5 июля 2024 года. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и президент России Владимир Путин делают заявления для прессы после встречи в Кремле. Фото: Валерий Шарифуллин, ТАСС

Москва, 5 июля 2024 года. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и президент России Владимир Путин делают заявления для прессы после встречи в Кремле. Фото: Валерий Шарифуллин, ТАСС

kremlin.ru

Шенгенское соглашение предполагает свободное перемещение между странами-участницами. Однако в Евросоюз по шенгенским визам могут приехать не только обычные граждане, но и шпионы Кремля. Создается впечатление, что Европейская система безопасности до сих пор не может ответить на такие угрозы в условиях многолетней политики добрососедства, внутренней открытости, свободного движения капиталов и людей. Действительно ли венгерский документ может стать беспроблемным «окном в Европу»?

«Национальная карта»: что это?

Программа «Национальная карта» предоставляет иностранцам, в том числе гражданам России и Беларуси, возможность получить вид на жительство в Венгрии с рядом привилегий. На первый взгляд, это обычный рабочий ВНЖ, но есть несколько важных аспектов, которые делают эту программу привлекательной и одновременно тревожной в контексте безопасности:

Минимальные квалификационные требования: В отличие от многих других визовых программ, «Национальная карта» не требует от заявителей наличия особых профессиональных навыков или значительного опыта работы. Это открывает доступ к программе для широкого круга лиц, включая тех, кто не имеет высоких квалификаций или опыта работы в специализированных областях.

Длительный срок действия: Карту выдают на два года с возможностью продления ещё на три года. Это создаёт условия для продолжительного и относительно стабильного проживания в Венгрии, что может использоваться в различных целях, включая нелегальную деятельность.

Воссоединение семьи: Программа позволяет членам семьи заявителя также переехать в Венгрию, что делает её привлекательной для семейных мигрантов.

Постоянное резидентство: После трёх лет проживания по «Национальной карте» владельцы могут подать заявление на получение статуса постоянного резидента, что открывает доступ к ещё большему числу льгот и прав.

Гибкость статуса: Обладатели «Национальной карты» могут менять свой миграционный статус на другой тип резидентства, не покидая Венгрию, что упрощает процесс интеграции и легализации в стране.

При ближайшем рассмотрении программа не освобождает от поиска работодателя в Венгрии, сбора документов и не гарантирует 100%-ного одобрения для заявителей. Возможность получения рабочих видов на жительство для россиян сохраняется о всех странах Европейского союза, но именно расширение венгерской программы на россиян вызвала волну критики.

Основной вопрос — доверие к чистоплотности Орбана

Главная проблема, связанная с программой «Национальная карта», заключается не столько в её условиях, сколько в политической позиции Венгрии и её отношениях с Россией. Премьер-министр Виктор Орбан поддерживает тесные связи с Москвой, несмотря на продолжающуюся войну в Украине. Орбан посещает Москву и встречается с Владимиром Путиным в то время, когда российская армия обстреливает украинские города, грозится заблокировать пакеты военной помощи. Венгрия продолжает сотрудничество с «Росатомом» в рамках проекта АЭС «Пакш II», что также вызывает обоснованные вопросы о независимости венгерской внешней политики от влияния Москвы.

В этих условиях доверие к венгерской системе безопасности и её способности, а главное, желании, эффективно проверять заявителей по программе «Национальной карты» вызывает понятные сомнения. Программа открывает широкие возможности для получения ВНЖ, но при такой политической позиции Венгрии не гарантирует для других стран Европы должного уровня проверки соискателей, что может быть использовано российскими спецслужбами.

Любой человек, получивший документ на проживание в странах Шенгенской зоны, может передвигаться по ней свободно. А значит, проникнувший через Венгрию агент завтра может оказаться в Германии, Польше или Бельгии.

«Когда вы вручали мне Железный крест, вы сказали, что у меня лицо профессора математики, а не шпиона»

С момента начала войны в Украине страны ЕС столкнулись с увеличением числа случаев шпионажа. За последние два с половиной года мы наблюдали более 30 случаев арестов российских шпионов на территории Европы, которые действовали под различными прикрытиями: использовали поддельные документы, в том числе граждан третьих стран, или маскировались под дипломатов и академиков​.

Например, в 2022 году в Норвегии был арестован человек, подозреваемый в том, что он является офицером ГРУ, который действовал под видом бразильского академика. В Нидерландах был разоблачен российский агент, действовавший под ложной личностью. В Германии и Словении также по подозрению в шпионаже были арестованы лица, использовавшие поддельные документы и работавшие под прикрытием бизнесменов и дипломатов​.

Российские спецслужбы активно используют легальные и нелегальные инструменты для проникновения в страны ЕС, вербуют граждан европейских стран российского происхождения, и венгерское нововведение — далеко не единственная «лазейка» в этом процессе.

Процедура легализации в других странах Европы, несмотря на дополнительные проверки по внутренней европейской системе безопасности, теоретически тоже позволяет получать документ с весьма поверхностным набором документов. Отправить шпиона или сотрудника ГРУ под видом «цифрового кочевника» или «стартапера» в любую из десятка стран ЕС, которые предоставляют такую возможность — наверное, не самая сложная задача. Вопрос лежит в плоскости доверия к спецслужбам и миграционным органам принимающих стран. И репутация Венгрии здесь играет не последнюю роль в волне критики «Национальной карты» для россиян и беларусов.

Как на венгерские новации могут отреагировать в ЕС

Полагаю, что вопрос архитектуры европейской безопасности, который обсуждается в экспертных кругах второй десяток лет, выходит в плоскость реальной политики, и война в Украине этот дискурс серьезно усилила. Гибридные и силовые угрозы заставляют политиков стран Шенгенской зоны искать ответы на новые вызовы: от нелегальной миграции до агентурных сетей, и сдерживать их в рамках большой и открытой внутри себя Европы с таким разным составом национальных властей становится все сложнее.

Власти могут пересматривать концепцию открытости внутри союза, принимая временные меры: во время миграционного кризиса 2015 года страны устанавливали аналог пограничного контроля на своих внутренних границах, после 24 февраля 2022 года власти некоторых стран выставляют патрули на автомобильных дорогах — например, их можно заметить на подъездах к Польше.

В Европейском союзе действует единая Шенгенская информационная система (Schengen Information System, SIS) — в ней содержится информация о людях, которым запрещен въезд, нарушителей закона, внутренняя служебная информация спецслужб. При принятии решении о выдаче виз или видов на жительство страны обращаются к ней, чтобы проверить заявителя по всем странам. Однако, если претендующий на национальную визу ранее не был замечен в подозрительных действиях на территории любой из стран, информации о нем не будет в базе. Более того, страны могут по-разному подходить к проверкам безопасности: от формального до внимательного подхода.

Напоследок замечу: Венгрия — не самая очевидная страна для тех, кого в России преследуют по политическим мотивам. Однако законодательство, касающееся экстрадиционных запросов, и их рассмотрение унифицировано, и случаев двустороннего взаимодействия в обход Интерпола в таких вопросах с российскими спецслужбами мы не фиксировали.