Брюссель, 20 января 2025 года. Женщина держит плакат "Избавьте мир от Трампа" на манифестации протеста во время инаугурации 47-го президента США

Брюссель, 20 января 2025 года. Женщина держит плакат "Избавьте мир от Трампа" на манифестации протеста во время инаугурации 47-го президента США

REUTERS/Johanna Geron/ Scanpix

Возвращение Дональда Трампа в Овальный кабинет было встречено в мире с восторгом. В мире, чаще всего характеризуемом как «второй», «ново-многополярный», «глобально-южный» и упоминаемый через запятую с блоками вроде БРИКС или ШОС. Лидеру-популисту рукоплещут в Индии, Саудовской Аравии, России, Китае, Бразилии, ЮАР, Турции и других «развивающихся» локациях, предвосхищая смерть либерального мироустройства и ослабление позиций Запада. Второму важнейшему компоненту которого — Европе — такие перспективы оптимизма отнюдь не внушают.

Страны Евросоюза, Швейцария, Великобритания и традиционно прозападная Южная Корея — это, по результатам масштабного опроса Европейского совета по международным отношениям, единственные очаги скептицизма относительно «Трампа 2.0». Чему есть две причины — утилитарная и экзистенциальная.

Первая сводится к тому, что Трамп представляет реальную угрозу существующей с середины XX века модели евроатлантической безопасности. Это человек, который готов поощрять Россию «делать все, что она, черт возьми, хочет» с европейскими союзниками США по НАТО в случае, если они не увеличат расходы на оборону. Который «не исключает» военного вторжения на территорию одного из таких союзников для ее последующей аннексии. Который, выступая с предложением к странам-членам ЕС о повышении оборонных трат до фантастических 5% ВВП, параллельно рассуждает о торговой войне с блоком.

Человек, который вновь выходит из Парижского соглашения об изменении климата (будучи президентом второго после Китая мирового загрязнителя) и отказывается от зеленого курса, которому ЕС следует седьмой год. Чей вице-президент считает прекращение поддержки НАТО адекватным ответом на европейские нападки в сторону «X» Илона Маска. Кто, в свою очередь, пользуясь беспрецедентной близостью к Трампу, проводит в своей соцсети опросы об «освобождении народа Великобритании от тиранического правительства», призывает немцев голосовать за «Альтернативу для Германии» и вскидывает руку в подозрительном подобии римского салюта на радостях от инаугурации Трампа.

Вашингтон, 20 января 2025 года. Илон Маск вскидывает руку в «римском приветствии» на трибуне стадиона Capital One Arena во время инаугурации президента США Дональда Трампа

REUTERS/Mike Segar/ Scanpix

Вышеперечисленное можно списать на поствыборную экзальтацию и свойственный ей эпатаж, чей размах вскоре столкнется с реальностью, и истории про Гренландию, Панаму и прочие 51-е штаты будут вспоминаться с недоумением. Даже если так, это нисколько не повлияет на вторую — куда более глубокую — экзистенциальную причину европейско-американских противоречий. И сводится она к тому, что стилистически и идейно политикон США 2025 года — это, в контексте ЕС, ужасающая антиутопия.