
Английские войска в Сингапуре сдаются японцам, 15 февраля 1942 года
Фото: Wikipedia
«Сингапур — это позор! Мы стыдимся того, что там произошло».
Черчилль в разговоре с Молотовым 22 мая 1942 г.
В 1988 году бывший литературный помощник сэра Уинстона Черчилля Денис Келли поделился воспоминаниями с Мартином Гилбертом, биографом «самого великого англичанина ХХ века». В частности Келли рассказал, как однажды задал Черчиллю вопрос: «Какие самые большие ошибки были допущены нами во Второй мировой войне?»
На что последовал ответ: «Потеря Сингапура и вступление русских в Европу». Интересно, что оба этих факта связаны между собою теснее, чем может показаться на первый взгляд.
Леденящее чувство отчаяния
В полпервого ночи 8 декабря 1941 года японская операция по захвату Малайи и Сингапура началась с высадки японского морского десанта в Кота-Бару. Это было чуть ли не самое укрепленное место малайского побережья, к тому же оборонявшаяся здесь 8-я индийская пехотная бригада по численности была примерно равна десантникам.
Но деваться японцам было некуда — неподалёку находился позарез необходимый им аэродром. Поначалу ситуация напоминала первые кадры фильма «Спасение рядового Райана» — высадки на пляже «Омаха». «Огонь из бетонных дотов противника был столь силён, что наши люди, лежавшие на пляже ногами в воде, не могли поднять головы», — вспоминал полковник Цудзи.
Высадка японцев в Кота-Бару, 8 декабря 1941 года
Изображение: WIkipedia
Однако вскоре японцы сумели просочиться в промежутки между дотами и выкурить их защитников. Контратака британских резервов захлебнулась: индийские роты рассыпались в лабиринте болот и проток и утратили связь между собой. В темноте среди необстрелянных индийцев началась паника.
Командир 1-го Хайдарабадского батальона подполковник Хендрик пытался восстановить порядок, но его убили собственные солдаты.
Эта первая победа хотя бы недешево стоила японцам: 320 убитых и 538 раненых. В сражении под Джитрой 10 декабря соотношение потерь оказалось для британцев в разы хуже. Здесь два передовых батальона, усиленных танковой ротой, решили провести разведку боем против двух бригад 11-й индийской дивизии. К удивлению самих японцев, им удалось играючи разгромить противника: индийцы потеряли 3000 человек, в основном пленными, а японцы — всего 110.
Этому разгрому способствовало захваченное нападавшими господство в воздухе. За первые 48 часов войны британцы потеряли 60 из 110 имевшихся у них на севере Малайи самолетов, эвакуировав оставшиеся на юг. Отныне британские солдаты на земле будут видеть над головами исключительно японцев, а аббревиатуру своей военной авиации — RAF (Royal Air Force) — будут издевательски расшифровывать как «Rare As Fucking Fairies» — «Редкие, как грёбаные феи».
Прибытие «Принца Уэльского» в Сингапур, начало декабря 1941. Скоро корабль окажется на дне Южно-Китайского моря
Фото: WIkipedia
В тот же злополучный день погибли английский линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс». Вражеские торпедоносцы потопили брошенные без воздушного прикрытия суда при попытке перехватить конвой с японскими подкреплениями. Британское командование после этой катастрофы охватило леденящее чувство отчаяния.
Мрачный настрой станет понятнее, если учесть что, как выразился главком на Дальнем Востоке маршал авиации Брук-Попхэм, «с 1667 года англичане не теряли господства на море. Я не припомню ни одного учения в мирное время, которое началось бы с такой вводной».