Я занимаюсь бизнесом вот уже 21 год. Написал – и ужаснулся, неужели столько времени я занят одним и тем же? Нет конечно, бизнес тем и хорош, что ты можешь реализоваться в очень разных отраслях. Наверно, это сродни актерской профессии, в которой, если ты талантлив, ты можешь прожить много жизней. Так и я, за вышеозначенный период достаточно успешно руководил компаниями-импортерами, биржевыми маклерами, дистрибуторскими фирмами, сетями салонов сотовых телефонов, алкогольных бутиков и даже гипермаркетов алкоголя, туристической, юридической и даже аудиторской компанией, не считая некоторого количества интернет – проектов.
И вот почти год назад меня посетила, как мне тогда казалось, гениальная идея – создание сети магазинов «у работы». Многие читатели работают в офисных центрах и не понаслышке знают, как нелегко организовать собственное питание в течение рабочего дня. А уж если задерживаешься на работе или приехал с переговоров чуть позже – тебя ждут пустые полки столовой, ланч-тайм кончился, а ближайший магазин в 30 минутах быстрым шагом!
Проект показался мне легко реализуемым, учитывая то, что только в Москве около 25 миллионов квадратных метров офисных площадей различной классности. Магазины «у работы» встречаются во всем мире и не являются конкурентами точкам общепита в офисных центрах. Они рассчитаны на людей, у которых нет желания или возможностей, по тем или иным причинам, есть в кафе, ресторанах и столовых.
Сам, постоянно находясь в различных офисных центрах, сталкивался в них именно с отсутствием подобных проектов. И сотрудники были вынуждены или приносить еду из дома, или мучиться гастритом от булок и беляшей, купленных у метро. Поэтому проект получился востребованным, хотя, положа руку на сердце, не у всех – но об этом позже.
В офисных центрах иногда встречаются небольшие магазины, но, чаще всего, они организованы частными предпринимателями и, по определению, не могут поддерживать широкий ассортимент и низкие цены, на что способны сетевые структуры.
Назвав сеть MonFri, я хотел показать, что мы работаем так же, как и все офисные сотрудники, с понедельника (Monday) по пятницу (Friday), то есть, мы – плоть от плоти сотрудников бухгалтерии и IT-отделов. Но, каково же было мое удивление, когда, проводя фокус группы, я вдруг понял, что мои ощущения от стиля жизни офисных сотрудников резко отличаются от реалий! Мы планировали сконцентрироваться на здоровом питании, кислородных и молочных коктейлях и прочих атрибутах здорового образа жизни, а востребованными оказались сигареты и лапша быстрого приготовления. Я уже молчу, что часть анкетируемых писали, что на рабочем месте им жизненно необходимы крепкие спиртные напитки и презервативы! Складывалось впечатление, что я работал не в тех офисах или не в тех компаниях.
Но, как говорилось в известном тележурнале, «орешек знаний тверд, но мы не привыкли отступать». Поэтому при разработке матрицы товаров мы, конечно, учли мнение большинства опрошенных, отбросив, разумеется, мечты о водке и контрацептивах. Но и то, что получилось в итоге, как стало ясно по прошествии некоторого времени, тоже показалось нашим покупателям слишком элитарным. Не пьются свежевыжатые соки, так же, как и большинство сортов зеленого чая, не популярны постные блюда в пост, зато замороженные шаурма и чебуреки, разогреваемые в микроволновках, давно вырвались в лидеры продаж, невзирая на сезон и религиозные ограничения.
...
Давненько я лично не регистрировал юридических лиц – обстановка 46-й налоговой меня поразила. Может быть, мне повезло, но больше 10 минут в очереди на первичную регистрацию я не ждал ни разу. Так и в этот раз, зато вид инспектора, принимающего дела, преследует меня до сих пор. Симпатичная, в общем, девушка, вероятно, собиралась на некую вечеринку по окончании тяжелого трудового дня, поэтому громко ненавидела каждого, кто смел отвлекать ее от подготовки к этому эпическому событию. Боевой макияж на момент нашего мимолетного знакомства был нанесен на половине лица, вокруг были разложены орудия производства, но больше всего меня поразили ее ногти. Ни до, ни после я не встречал нарощенных ногтей такого размера, каждый палец был удлиннен не меньше, чем на 3 см. Она не могла работать на клавиатуре с такими ногтями, поэтому набирала текст обратной стороной карандаша, все время промахивалась, злилась еще больше и, минут через 10 дошла до моей фамилии. Вот тут она меня просто возненавидела! Надо честно заметить, что у меня непростая для написания фамилия, а уж с такими ногтями.... Через 2 минуты она сдалась и выпалила: «Фамилию свою … от руки впишете!» – и нажала на пробел. Подобные случаи украшают жизнь предпринимателя.
Итак, получив право на занятие малым бизнесом, мы начали, как приличные люди, регистрировать обособленные подразделения по месту нахождения торговых точек. Не подумайте, что речь идет о транснациональной корпорации или даже федеральной сети. Все магазины нашей компании расположены в пределах одного субъекта Российской Федерации – столицы нашей Родины Москве. Так вот, если магазины расположены в разных округах, то и налоговый учет у них по месту фактического нахождения. И кассовые аппараты надо ставить на учет тоже в тех налоговых, где расположены магазины. Здесь-то и началось самое смешное. Знаете, сколько времени закон допускает на передачу информации об обособленном подразделении из одного филиала в другой по Москве? 10 рабочих дней! А де факто, в связи с нехваткой сотрудников, это может занимать до 1,5 месяцев! Но и это не конец. Оказывается, в разных налоговых одной Москвы разные условия постановки кассовых аппаратов на учет. В 13 ИФНС – каждый день с утра до вечера, что кажется мне совершенно разумным и практичным с точки зрения госуслуг, а, например, в 15 надо только по вторникам и четвергам сначала записаться, потом по тем же вторникам и четвергам приехать с документами, а только через неделю – с собственно кассовым аппаратом. Никогда бы не подумал, что такое возможно в 21 веке, когда уже даже балансы сдаются по электронной почте, простейшая операция может занять до 3 недель. Как тут не вспомнить многолетние обещания различных министерств и самого Президента на требовать у заявителей документов, которые уже есть в распоряжении государства. Похоже, бардак неистребим, если в условиях единоначалия в рамках одного города творится такое!
«Апофигеем» мытарств на юридической почве стало маски-шоу, случившееся на второй неделе существования компании. Обрадованный тем, что первые три года проверять вроде никто не должен, я был не очень готов к вваливанию в офис сразу 5 мужиков, одетых в гражданское, каждый из которых пытался в общем хоре представиться, но в общем у них получалось что-то типа «младший капитан службы отдела внутренних министерства по борьбе полиции дел Москвы». Когда же удалось уговорить их высказываться по одному, на понятном языке, мы долго не могли придти в себя от неожиданности. Привожу часть диалога, описать своими словами не удается:
– Вы кто?
– Директор компании.
– Чем компания занимается?
– Торговлей.
– А деньги обналичиваете?
– Нет, а к чему это Вы, собственно?
– Да фирмы-однодневки ищем!
Можете себе представить, что по офисному зданию в 10 000 квадратных метров ходит целая опергруппа и, вламываясь в каждый офис, ищет фирмы-однодневки! Очень жалею, что не вел записи на телефон, думаю у такого ролика на YouTube был бы несомненный успех. Он прекрасно иллюстрирует результаты реформы милиции, когда вместо того, чтобы опираться на профессионалов, понимающих, что врываясь в офисы, фирмы-однодневки не найдешь, оставили топтунов и лизоблюдов, которые годны только ломать железные двери и пугать слабонервных бухгалтеров вопросами «А где у вас накладные?!», как будто они в этих накладных что-нибудь понимают.
О других своих впечатлениях от малого бизнеса в России я буду с удовольствием делиться и дальше. В следующем посте я затрону вопросы поиска помещений. Увлекательное занятие, знаете ли!