Виктор Мазуровский. Сражение у Телиша 16 октября 1877 года. Русско-турецкая война 1877–1878.

Виктор Мазуровский. Сражение у Телиша 16 октября 1877 года. Русско-турецкая война 1877–1878.

Сегодня, когда страницы журналов пестрят историческими репортажами о едва ли не первостепенной роли Крыма в формировании российской государственности, непереоценимом значении Сирии для становления православной духовной традиции, а в последнее время еще и реминисценциями русско-турецких войн, послуживших обретению нашей страной статуса великой державы, — как никогда становится ясно: пришла пора покончить с игом истории — бессмысленным и тягостным.

Неудобное наследие

С одной стороны, некоторые россияне испытывают стыд за то, что не знают или плохо помнят собственную историю. С другой стороны, полки книжных магазинов, рассчитанные на массового читателя, забиты псевдоисторической литературой, написанной неучами для дилетантов. В обществе, не говоря о политическом классе, чувство истории отсутствует начисто.

Достаточно, оказавшись в любом городе — от Смоленска и Торжка до Выборга и Томска, оглядеться по сторонам. Даже в Москве — между прочим, столице, восхищающейся своей историей страны, — прежний мэр без особого возмущения (и даже интереса) со стороны горожан снес половину исторического центра. А мэр нынешний успешно справляется с уцелевшим наследием прошлого.

Это во Франции собственники исторических зданий не только ограничены в возможности их перепланировки, но и обязаны несколько раз в год открывать двери для посетителей, желающих осмотреть старинные интерьеры. В России же под видом «восстановления исторического облика» уничтожается масса памятников архитектуры, и процесс, судя по всему, только ускоряется по мере того, как у исторических обществ появляются все более влиятельные попечители.

Сам президент предлагает снести 14-й корпус Кремля 1930-х годов постройки (вполне памятник архитектуры советского периода) и воздвигнуть копии ранее стоявших на его месте монастырей и церквей, почему-то предполагая, что вот они-то новоделом являться не будут. В стране, где лидеры государства сплошь и рядом упражняются в исторических экзерсисах, уничтожению и приватизации памятников противостоят всего несколько сотен активистов. Да еще международные организации, препятствующие желанию «Газпрома» воздвигнуть свою «кукурузу» посредством обещания вычеркнуть Петербург из списка всемирного наследия ЮНЕСКО.

Возникает резонный вопрос, а зачем история нужна власти?