Проект стадиона "Зенит-Арена"

Проект стадиона "Зенит-Арена"

piterarena.com

Роскошные аэропорты, высокоскоростные железные дороги, глубокие туннели, исполинские трубопроводы, плотины, электростанции и уходящие за горизонт мосты – вроде того, который планируется построить через Керченский пролив за сотни миллиардов рублей… «Никогда в истории человечества мы не возводили так много настолько дорогих инфраструктурных проектов», – пишут Бент Фливбьорг, Нильс Брузелиус и Вернер Ротенгаттер в книге «Мегапроекты и риски: анатомия амбиций». Однако за грандиозными замыслами и прорывными решениями обычно скрываются заведомая ложь, ничем не подкрепленный оптимизм и почти бесконтрольное разбазаривание средств инвесторов и налогоплательщиков. «При сравнении прогнозируемых мегапроектов и их фактического воплощения, – пишут авторы, – картина часто выглядит зловеще». Почему же очередная «стройка века» априори должна внушать недоверие?

Затраты занижены. Всегда

Прежде всего, перерасходы происходят от недостатка реализма – недооценки сроков, инженерной сложности, издержек (включая аппетиты вороватых чиновников и подрядчиков), юридических и геологических рисков и многого другого. История перерасходов настолько длительна и скандальна, что даже участники самих этих проектов – например, Ассоциация крупных проектов в Оксфорде, объединяющая подрядчиков, консультантов, банки и т.д. – называют ее «многострадальной».

Транспортное сообщение Большой Бельт, открытое в конце 1990-х, соединяет Восточную Данию с континентальной Европой и включает самый длинный подвесной мост в Европе плюс второй по длине подводный железнодорожный туннель. Когда закон о сооружении мегаобъектов был ратифицирован парламентом Дании в 1987 году, инвестиции оценивались в 13,9 млрд датских крон, но по факту составили 21,4 млрд. Похожая история приключилась с Эресуннским мостом-туннелем между Швецией и Данией, открытым в 2000 году и до сих пор считающимся одним из крупнейших межнациональных инфраструктурных проектов в мире (соединяет Швецию и Норвегию с континентальной Европой). Расхождение между оценкой и реальностью здесь составило 68%. «Нравится нам это или нет, – с грустью пишут авторы книги, – но разработка мегапроектов в настоящее время – это область, где мало чему можно доверять, даже цифрам, а некоторые сказали бы: особенно цифрам, представленным аналитиками».