Фото: Reuters

Фото: Reuters

На днях вице-премьер России Дмитрий Рогозин продемонстрировал президенту Сербии Александру Вучичу новейшую российскую разработку – кислородосодержащую жидкость. В резервуаре с этой жидкостью на глазах политиков «утопили» живую таксу, которая, впрочем, освоившись с непривычной средой, начала дышать под водой. Собака не пострадала, Вучич был «очень впечатлен» увиденным, а Рогозин подвергся жесткой критике в соцсетях и забрал таксу себе.

Проблема опытов над животными актуальна не только для России, но и для всего мира. Ежегодно для экспериментов используется более 100 млн позвоночных животных, а для тестирования эффективности и безопасности каждого лекарства требуется от 80 до 800 особей (данные на 2010 год). Ученые же никак не могут прийти к единому мнению по этому вопросу, ведь из 106 нобелевских премий по физиологии или медицине, врученных с начала XX века, 94 напрямую зависели от подобных экспериментов.

Сторонники опытов (например, британское Королевское общество) утверждают, что практически все достижения медицины XX века так или иначе были основаны на этих экспериментах. Институт исследований лабораторных животных Национальной академии наук США уверен, что эти опыты нельзя заменить даже самыми современными компьютерными вычислениями и моделями. В свою очередь, активисты и организации, отстаивающие права животных (пожалуй, самая скандально известная – PETA), сомневаются в необходимости и даже законности этих опытов. И у них есть на то свои причины: в большинстве стран мира существуют законы, запрещающие жестокое обращение с подопытными и регулирующие их использование в целях науки.