Телеведущий и генеральный директор МИА "Россия Сегодня" Дмитрий Киселев выступает на международном фестивале Koktebel Jazz Party.

Телеведущий и генеральный директор МИА "Россия Сегодня" Дмитрий Киселев выступает на международном фестивале Koktebel Jazz Party.

Константин Чалабов / РИА Новости

Этим летом в Европе вышла книга Fortress Russia: Conspiracy Theories in Post-Soviet Russia, которую написал Илья Яблоков – историк из Лидского университета в Великобритании. Работа посвящена теориям заговора и их роли в политических процессах на постсоветском пространстве. Из книги можно узнать, какие теории заговора популярнее всего в России, как они возникают и какую роль играют в централизации власти и национальном строительстве. Мы попросили автора рассказать об основных выводах исследования.

Как конспирология используется в демократических режимах?

Теории заговора – противоречивый феномен современного мира, вокруг которого существует множество заблуждений. Одно из них – что теории заговора присущи только недемократическим режимам. Хотя к ним часто обращаются лидеры авторитарных и тоталитарных государств, теории заговора активно развиваются и в демократиях и нередко используются в политических кампаниях. К примеру, история о том, что вакцинация детей – это заговор врачей и политических элит с целью уничтожить население, или идея о том, что глобальное потепление – вымысел ученых и политиков левых взглядов. Такие идеи серьезно подрывают веру в общественные институты.

Сегодня в большинстве развитых демократических стран доверие к политическим лидерам чрезвычайно низко, что порождает среди граждан подозрительность и, как следствие, веру в теории заговора. Важную роль здесь играет социально-экономический контекст. Проведенные в США исследования показывают, что люди из менее обеспеченных сообществ более склонны утверждать, что правительство может действовать против них: ощущение бессилия, а также исторический опыт притеснений придают теориям заговора больше веса. Теории заговора, например, были чрезвычайно популярны в XX веке среди афроамериканцев, и в политике и культуре черных сообществ до сих пор процветает идея о заговоре «белого правительства».