ТАСС / Владислав Карпов

Планы выхода США из Договора по открытому небу (ДОН) не стали для Москвы «большим сюрпризом», заявил на днях директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Владимир Ермаков. И тут же заверил, что Россия намерена предпринять ответные меры: «У нас все готово. Узнаете». Если иметь в виду многочисленные сообщения американской печати о том, что президент Трамп уже подписал некое письмо, декларирующее намерение выйти из Договора, можно констатировать, что дни существования и этого соглашения сочтены. В случае выхода из него США оно потеряет всякий смысл.

Прощай, взаимное доверие

Таким образом будет ликвидирована одна из важнейших мер военного доверия между Россией и Западом. Заключенное в 1992 году соглашение позволяет через 72 часа после уведомления совершать полеты над любым районом территории стран-участниц самолетам, специально оборудованным для фотосъемки (при этом на борту находятся представители страны, за которой ведется наблюдение). Этот договор давал дополнительные возможности контролировать соблюдение ранее заключенных международных соглашений по контролю над вооружениями. Кроме того, обеспечивал гарантии, что ни одна из сторон не сможет тайком сконцентрировать силы для агрессии.

Ввести режим открытого неба предлагал в 1950-е еще Дуайт Эйзенхауэр, дабы успокоить взаимные страхи относительно того, что потенциальный противник может тайком подготовить войска для широкомасштабной войны. Хрущев решительно воспротивился тому, чтобы допустить «шпионов» в советское небо. Идея оказалась востребованной в начале 1990-х, когда в результате распада Варшавского Договора и СССР по территории Европы перемещались гигантские массы войск и вооружений, что вызывало беспокойство в НАТО.