«Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается»
Из поправок в Конституцию РФ
Коронавирус и обнуление президентских сроков девальвировали и вывели из фокуса всеобщего внимания тему «идеологических» поправок в Конституцию. Что, может, и к лучшему, ведь если смотреть на них не с позиций злободневной политики, перестать иронизировать над неуклюжими формулировками и не заострять внимание на юридических огрехах, эти поправки видятся в совершенно другом, еще более мрачном свете. Не как причуда выживающей из ума власти, или дымовая завеса, прикрывающая спецоперацию «обнуления», а как отражение глубинных мировоззренческих архетипов значительной части российского населения.
То, что какие-то нелепые слова будут записаны в Конституции – полбеды. Гораздо важнее, что они и без этого обладают сакральным смыслом для миллионов. И пока они вызывают в сердцах миллионов россиян живой отклик, они определяют развитие страны. А отмена парада Победы в конкретный год – ничто в сравнении с тем фактом, что миллионы людей ежегодно радостно смотрят такой парад.
Чем мы хуже иудеев?
В одной из программ Владимира Соловьева на государственном телевидении у меня с ним случилась довольно показательная дискуссия. Я высказался в том ключе, что отношение ко Второй мировой и культ победы в России носят религиозный характер.
К моему удивлению, Соловьев не только согласился с моим тезисом, но и развил его. Американцы, сказал он, вполне себе религиозно отмечают День благодарения, а когда религиозные евреи отмечают Пурим или Песах, связанные с конкретными историческими событиями, никому в голову не придет уличать их верования в каких-то несоответствиях современным историческим знаниям.
Чем россияне хуже, например, израильтян? Им можно придумывать религиозные праздники по историческим поводам, а нам нельзя? Вот мы придумали себе свой религиозный праздник – День Победы, в который мы отмечаем пик величия нашей страны, как велит нам наша религия. (За дословное цитирование не ручаюсь, но общий смысл был таким.)
Можно, конечно, иронизировать над этим, сказав, что в современном Израиле нет законодательных санкций за оправдание действий Навуходоносора или проведение исторических параллелей между режимами царя Соломона и Рамзеса II. Что Израиль по дипломатическим каналам не требует установки памятника Моисею в Египте и не возмущается, если в египетских школьных учебниках по истории Моисей не упомянут.
Можно удивиться тому, что государственная пропаганда стала называть вещи своими именами и вместо «вы все врете, мы не такие» отвечать «да, мы такие и тем гордимся».