12 марта ВОЗ объявила о начале пандемии COVID-19, а уже через пару месяцев популярный философ Славой Жижек осмыслил феномен коронавируса в своей новой книге – «Пандемия!» (Pandemic!: COVID-19 Shakes the World). Любопытно, что для философа в слове «пандемия» отчетливо просвечивает – и это указано прямо на обложке – «паника».
Отдельные моменты и идеи в тексте Жижека могли устареть в силу огромного количества новых данных, появившихся с мая. Тем не менее он все еще представляет собой по меньшей мере любопытный путеводитель по ковидной жизни и «новой реальности». Предлагаем вашему вниманию пересказ этой книги.
Контекст
В Евангелии от Иоанна Иисус после воскресения говорит Марии, чтобы та не прикасалась к нему, а вместо этого пошла и сообщила благую весть его последователям. Будучи атеистом, Жижек объясняет этот фрагмент так: Иисус воскрес в первую очередь не как человек из плоти и крови, но, скорее, как символ любви и солидарности между гражданами мира. Вместо того чтобы прикоснуться к нему, от Марии требуется разнести этот символ по всему миру.
Спустя 2 тысячи лет мы вновь слышим призывы не прикасаться друг к другу. И хотя некоторые мыслители, политики и активисты говорят, что те, кто призывает к этому, намеренно нас разделяют, Жижек придерживается другого мнения. Для него за призывом не прикасаться стоит та же солидарность. Лишенные физических контактов, наибольшее, на что мы могли рассчитывать в разгар пандемии, – это зрительный контакт. Тем не менее в условиях всемирной солидарности даже этот краткий контакт с абсолютным незнакомцем мог стать важным духовным переживанием. Философ утверждает, что только сейчас, в изоляции от тех, кто ему важнее всего, он по-настоящему почувствовал их присутствие и их важность. Эти связи с близкими остаются тем, что коронавирус (или какой-нибудь более страшный вирус будущего) никогда не сможет у нас забрать.
Гегель утверждал, что «история учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы». То, что в долгосрочной перспективе мы ничего не извлечем из ситуации, не значит, что мир не изменится. Он уже меняется. Возврата к норме не будет, нас ждет новая норма, которую еще предстоит сконструировать, – иначе мы столкнемся с варварством, признаки которого уже видны повсеместно.
NB: журнал «Будущее» публикует резюме (краткие пересказы) книг, пока еще не переведенных на русский язык, но кажущихся редакции интересными. Журнал не связан коммерческими отношениями с авторами, издательствами и другими участниками книжного рынка, а также не получает финансирования от каких бы то ни было организаций и/или физических лиц. О распределении денежных средств подписчиков журнала можно прочитать здесь.
Приятно послушать, интересно, спасибо. Все же «обсессия» это в русском из области клинической психиатрии, а obsession в английском такое простое обиходное слово, даже духи с таким названием были, очень популярные. Одержимость, маниакальная озабоченность, невротический интерес, «зацикленность», акцентуация внимания, навязчивая идея, и т п Думаю, вы ещё лучше знаете «богат и могуч». :-)
Деятельность в сфере здравоохранения и социальных услуг теперь называется сферой заботы по-русски?
Мне кажется, Репаблик специально выбирает книги авторов, которые топят за коммунизм и социализм, зная что читатели не смогут остаться равнодушными и обязательно прокомментируют:)
Савой Жижек изначально находится в плену своих представлений. В СССР не жил, в Словении, видно было лучше. Он понял, что мир несправедлив, но, чтобы поправить его, хочет установить систему всеобщего рабства, каковым и является коммунизм, неважно, военный или мирный. У него государство подобно, богу из машины, решает все проблемы людей. Хайек писал о пагубной самонадеянности людей, уверовавших в социализм и коммунизм.
Стоит только задать вопросы: (кто и как будет управлять этой коммунистической глобальной системой? кто и как сможет контролировать деятельность людей, стоящих во главе ее и получивших ничем не ограниченную власть), как мы поймем, что оказываемся у разбитого корыта нашего прекраснодушия. Осуждая Путина и Эрдогана, он на самом деле распространяет вирус Путогана на весь мир. Именно у людей с задатками фюреров и окажется глобальная власть, отмеряющая холопам нормы потребления и даже партнеров для занятия сексом и воспроизводства холопов, как это было у Кампанеллы в городе Солнца, а еще раньше у Платона в идеальном государстве.
Какую чушь плетет Жижек - невероятно. Одно слово - "образованный марксист".
.
"Коммунизм должен выйти на сцену – не как утопия, а как противостояние «кризисному капитализму». Подумаем о всех тех, чья работа потеряла смысл за последние месяцы, предлагает философ. Их нельзя оставлять на произвол бездушной невидимой руки. Государство должно действовать более активно, чтобы обеспечить граждан минимальными гарантиями, которые столь многие потеряли или никогда не имели. Взять хоть беженцев, которые до сих пор пытаются попасть в Европу. Как плохо должно быть на их родине, что они бегут в центр пандемии?"
.
Правильно.
Подумаем о тех, чья работа потеряла смысл, их нельзя оставить на произвол рынка. Поэтому придет государство и пристроит их к правильному делу. А потом - вас. А потом - нас.
Государство и его правители - это же просто люди с волевыми добрыми лицами, преисполненные света и силы. Надо просто отдаться на их волю и делать что говорят, не вякая.
Так победимЪ.
Прекраснодушная ерунда.
Александр, спасибо, прочитал. Но книга не заинтересовала. Невозможно что-то осмысленное написать за 2 месяца. Видно, что автор над чем-то думал по жизни, а потом просто натаскал того о чём думал в одну точку: «короновирус». И из-за такой скороспелости общая картина наполнения книги, для меня, представляется «кашей». Мне лично было всегда интересно читать тех, кто своими трудами занимается десятки лет и не поддаётся ежесекундной номенклатуре. И пока я вижу только подтверждение своему видению. Чем дольше осмысление - тем качественней текст.
Но это это моё личное мнение и оно не претендует на аксиому.
Ещё раз спасибо, что выкладываете отрывки интересных на ваш взгляд книг. Буду продолжать их читать.
Спасибо!
Да, действительно, тут повторяются многие привычные для Жижека темы, но книгу все равно приятно читать — надеюсь, пересказ тоже. Думаю, в будущем нас ждут более глубокие размышления о коронавирусе от разных авторов, а это просто проба пера