Турецкий корабль «Орук Рейс», осуществлявший в течение месяца разведывательное бурение в Средиземном море, вернулся в порт приписки. Столь малозначительное, казалось бы, событие вызвало вздох облегчения в Афинах и других европейских столицах. «Это первый шаг в хорошем направлении» – сказал греческий премьер-министр Кириакос Мицотакис. Впрочем, турецкий министр обороны сразу пообещал в ответ, что работы продолжатся после окончания планового ремонта.
Причина конфликта стара, как мир – это вопрос о справедливости границ. При распаде Османской империи после Первой мировой войны острова в Эгейском и Средиземном море достались Греции, и на географической карте континентальная Турция выглядит окруженной россыпью греческих территорий, от которых Афины отсчитывают свои морские владения. Но при таком подходе Турция почти полностью лишена территориальных вод, с чем она не согласна, предлагая делить акваторию по шельфу. Греция, в обоснование своей позиции, ссылается на конвенцию ООН по морскому праву Монтего Бей от 1982 года, которую Турция, однако, не подписала.
Масла в огонь добавляет проблема Кипра, разделенного на две части после военного конфликта в 1974 году. Его северная половина, не признанная никем, кроме Турции, в глазах последней существует легитимно и имеет свои территориальные воды. С точки зрения Греции и ЕС, раздел Кипра представляет собой временное явление, законно только правительство Никосии, и оно должно контролировать окружающие морские пространства. Таким образом, корабль под флагом любой прибрежной страны, вышедший бороздить Средиземное море из близлежащего порта, имеет свою правду и основания чувствовать себя как дома.
Этот клубок противоречий может найти решение в переговорах заинтересованных сторон, пусть трудных и долгих, но не безнадежных, если все стремятся найти решение. Но Турция отказывается от обсуждения, предпочитая действовать самостоятельно, сопровождая свою активность смесью угрожающих и издевательских высказываний, что не способствует укреплению доверия. Выход в море корабля «Орук Рейс» 10 августа для глубоководного бурения с целью разведки газовых месторождений оказался каплей, переполнившей чашу. Греция заявила о нарушении ее границ. Ее поддержал президент Франции Эмманюэль Макрон, который обозначил предельную черту, переход которой объединенная Европа не может допустить: это суверенитет любой из стран ЕС. Вместе с канцлером Германии Ангелой Меркель они договорились о распределении ролей доброго и злого следователя. В то время как Германия старается умиротворить Турцию, Франция осуществляет показательную военную поддержку Греции.
Когда 3 года назад Трамп сказал, что НАТО не функционирует, как должна, что она изжила себя, и что Европа, прикрываюсь НАТО, по факту ничего не платит за защиту, обеспечиваемую Америкой, то все медиа писали, что он тупой, или не понимает смысла международно сотрудничества, или предаёт союзников, или завербован Путиным и тп.
Сейчас это же говорят все - не только Макрон, и те же медиа тиражируют это как очевидный факт.
У большинства политиков слова расходятся с делом. То что политик говорит на публику, возможно это то, что нужно публике сейчас. Жириновский в совершенстве владеет, этими приемами. То, что НАТО нуждается в реформировании, кажется никто не отрешает, однако никто и сам Эрдоган не инициировал выхода из НАТО.
Ну у Трампа свои мотивы - Америке во многом надоело финансировать всю эту систему «лебедь, рак и щука». Он говорит немцам и французам, давайте, тоже вкладывайтесь, а те в ответ - он не понимает принципы международного сотрудничества и предаёт союзников.
Привет тебе Лари Липтон, боец невидимого фронта.
А по существу?
Европа инициировала движение в правильном направлении -- на объединение. Но, верно уловив вектор движения, Евросоюз пока не справляется с оценкой других важных параметров движения: скорость объединения и приоритеты объединения. Особенно тяжело даётся работа с трактовкой демократических принципов. Миграционный кризис показал, что правильный демократический принцип -- свобода перемещения -- в своём практическом применении был поставлен выше жизненных интересов граждан ЕС. Абстрактный принцип получил предпочтение над реальным благополучием граждан. Такой большевистский, по сути, подход --- тяжёлая ошибка. Спекуляции Турции на проблеме мигрантов -- следствие интеллектуальных заблуждений европейских руководителей. Фундаментальные исследования показывают, что важнейший параметр жизни -- волновой характер развития. Сегодня мы наблюдаем откат интеграции, который рано или поздно приведёт к усилению интеграции на уже более высоком уровне.
Даешь новый мыс Лепанто!
Европа столкнулась с кризисом идентичности, когда различий в институтах больше, чем совпадений. Прав был Киплинг (перевод Е. Полонской), когда писал:
"О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень Суд".
Хотя в стихотворении его герои стали союзниками, однако у этого союза нет опоры на традиции. Они все равно остаются разными. Не случайно Киплинг в конце повторяет начальные строки, что Запад и Восток не сойдут со своих мест.
Этот кризис идентичности очень глубок. Он существует в России, в ЕС и во всем мире. Разные религии, разные традиции, старые обиды и пролитая кровь долгие годы будут стоять между народами. Будут еще отступления и конфликты, но все-таки верю, что сбудется надежда, незадолго до смерти высказанная Борисом Пастернаком:
"Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра".
Это и к нам в России относится.
То же самое говорили и о противостоянии Франции и Германии аж до конца 1940х-середины 1950х. Что никогда Германия не будет демократией и никогда не оставит своих экспансионистских планов. Если бы вы в 1930-м сказали кому-либо что Япония к 1950-м будет парламентской демократией и верным союзником США, вас бы подняли бы на смех. Культурные различия есть, но они не непреодолимы. Между Россией и Германией не больше различий в культурном плане чем между Португалией и Швецией. У России другое проклятие - тупое и абсолютно дикое и неизжитое имперство.
Говорят, на Неметчине большое уважение у чужой собственности. А когда вокруг все тащат, как мыши крупу, то хорошего мало что получается.
"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут" написал Иехуда Ха-Леви, испанский поэт, Киплинг творчески развил.
А надежда, которую выразил Борис Леонидович - очень хрупкая. Гениальный поэт выразил эту хрупкость очень элегантно - для слуха гораздо удобнее конструкция "СилА ... " Разница всего в одной букве... Язык ломаешь, но "кто сказал что будет легко".
Эрдоган - это турецкий Лукашенко. И этот тоже рано или поздно будет царствовать только исключительно благодаря поддержке Вована Питерского.
Верно пишите товарищ, верно. Это будет геополитический триумф Путина над Европой.
Кот из дома - мыши в пляс.
Читается как Оруч реис
Спасибо за уточнение. Я ориентировался на произношение в европейских новостях, но предполагал, что оно искаженное.
Не за что