В скором времени издательство Corpus планирует выпустить «Дорогу к несвободе» – новую книгу американского историка, профессора Йельского университета Тимоти Снайдера, автора «Кровавых земель» и «О тирании». Снайдер в основном занимается исследованием проблем тоталитаризма, холокоста и национализма и считается авторитетным специалистом по истории Восточной Европы, в частности, России, Польши и Украины. С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент из его новой работы, в которой историк рассказывает, что происходит в США, странах ЕС, России с либеральной демократией, которая до недавних пор считалась едва ли не единственным залогом вселенского счастья, – пока не оказалось, что доверие к ней так легко подорвать.

Трамп пришел в Белый дом, когда уровень неравенства в США приблизился к российскому. Богатство и доход в США не были настолько неравномерно распределены между богатейшими 0,1% и остальным населением с 1929 года, с Великой депрессии. Когда Трамп рассуждает о возвращении Америке «величия», его сторонники предпочитают вспоминать период после Второй мировой войны, когда неравенство уменьшалось. Сам же Трамп имеет в виду страшные 1930-е годы, причем не только (действительно имевшую место) Великую депрессию, а нечто еще более пугающее: альтернативный мир, в котором ничего не сделано для ее преодоления ни за границей, ни в США.

Лозунг кампании Трампа и девиз его правления – «Америка прежде всего». Это отсылка к 1930-м годам – точнее, к альтернативной Америке с ее растущим расовым и социальным неравенством, против которого не принимаются адекватные политические меры. В 1930-х годах лозунгом «Америка прежде всего» пользовались и противники Франклина Д. Рузвельта с его государством всеобщего благосостояния, и противники вступления США во Вторую мировую войну. Чарльз Линдберг, лицо движения «Америка прежде всего», заявлял, что белым в Соединенных Штатах следует сотрудничать с нацистами, близкими в расовом отношении. В 2010-х годах утверждать, будто «Америка прежде всего», означало указать момент мифической непорочности в «политике вечности», принять неравенство как данность, отрицать, что нечто заслуживало исправления тогда или может быть исправлено теперь.