Этим летом весь мир пристально следил за крупнейшими за всю историю США антирасистскими протестами, вызванными жестоким убийством афроамериканца Джорджа Флойда белым полицейским. Наблюдавшие за этим движением со стороны не раз задавались вопросом: а как в США обстоят дела с расизмом по отношению к американцам азиатского происхождения, численность которых превышает 20 млн человек – половину от чернокожего населения США?
С одной стороны, сегодня американцы относятся к азиатам как к «образцовому меньшинству» – они имеют хорошее образование, знают английский язык, уважают закон и усердно работают. Кроме того, американцы азиатского происхождения вносят огромный вклад в омоложение страны – с 2009 по 2014 год их численность выросла на 25%. С другой стороны, в 2016-м на президентских выборах в США побеждает Дональд Трамп, чья внутри- и внешнеполитическая повестка основывается на антикитайских настроениях, которые разделяют десятки миллионов американцев.
В правом дискурсе китайцы все чаще представляются врагами, отнимающими работу у простых белых работяг, а с началом пандемии COVID-19 и коллапсом американской системы здравоохранения их и вовсе изображают как создателей вируса. Даже ожидаемый приход Джо Байдена в Белый дом незначительно снизит синофобский накал в американском обществе, так как он в первую очередь вызван неразрешенными экономическими противоречиями двух стран.
Так какое же сегодня место занимают азиаты в американском социуме и что их может ждать в скором будущем? На эти вопросы мы попытаемся ответить, подробно осветив дело Винсента Чэня – американца китайского происхождения, убитого в 1982 году двумя белыми рабочими, и последующее за этим самое масштабное паназиатское движение в США.