Кристо Грозев, Юлия Навальная и Алексей Навальный. Фото: navalny / instagram

Кристо Грозев, Юлия Навальная и Алексей Навальный. Фото: navalny / instagram

В среду казалось, что со словом недели на этот раз – полная определенность. Не может появиться конкурентов у Дмитрия Медведева, реанимировавшего красивое и старое слово «разнотык». На заседании очередной какой-то комиссии этот сонливый человек без определенных занятий сообщил, что разнотык – хроническая беда России, и пояснил свою мысль: «Вроде все занимаются полезным делом. Все в материале. Но – разнотык. Многие делают одну и ту же работу, или, во всяком случае, занимаются близкими тематиками».

Приходилось даже читать, будто Медведев это слово изобрел, но нет, конечно, нет. Ничего хорошего изобрести они не могут. Слово есть в словарях («несогласованность, полное расхождение в поведении, в поступках»). Есть также сборник рассказов Михаила Зощенко с таким названием. Есть сборник и был соблазн – написать, что нами теперь правят герои Зощенко. Вот только зачем обижать героев Зощенко?

Впрочем, это все не важно: в четверг на сцену вышел Владимир Путин и напомнил незадачливому конкуренту, кто тут настоящий лидер. Во всем.

Я имею в виду, конечно, то, что было сказано в ходе Большой пресс-конференции об отравлении Алексея Навального. «А что, мы не знаем, что они локацию отслеживают, что ли? Наши спецслужбы хорошо это понимают и знают это. И знают сотрудники ФСБ и других специальных органов и пользуются телефонами там, где считают нужным не скрывать ни своего места пребывания, и так далее. Но если это так – а это так, я вас уверяю, – это значит, что вот этот пациент берлинской клиники пользуется поддержкой спецслужб, США в данном случае. А если это правильно, тогда это любопытно, тогда спецслужбы, конечно, должны за ним присматривать. Но это совсем не значит, что его травить нужно. Кому он нужен-то? Если бы уж хотели, наверное, довели бы до конца». И так далее.

Страхи и магия

Тут много удивительного, хотя мало нового. Да, наш президент уверен, что любая критика в его адрес и в адрес его режима инспирирована врагами извне. По-другому просто не может быть, искренне, от души тем, что он и его ближние творят, можно только восхищаться. К сожалению, эта его паранойя форматирует нашу реальность, мы живем внутри его мании преследования, внешнюю и внутреннюю политику России определяют его страхи. Кругом враги, кипит невидимая война, логика необъявленной войны задает характер взаимоотношений с противниками вне страны и с их пособниками внутри.

Зато – отметим честно, тем более, что у людей как раз сегодня профессиональный праздник, – кое-какие навыки у специалистов из ФСБ явно имеются. Сумели ведь убедить вождя, что грандиозный провал группы сотрудников, передвижения и действия которых можно отследить по купленным в интернете базам, – и не провал вовсе, а что-то вроде спланированной операции. Враг нас видит, потому что мы этого хотим. Зачем? Ну, это государственная тайна. Впрочем, рассказывать такие сказки человеку, который принципиально не пользуется мобильным телефоном и никогда не заглядывает в интернет, о чем его пресс-секретарь (!) сообщал не без некоторой даже гордости, наверное, не особенно сложно.