Заяц, поначалу принятый за еду, вырос до фетиша, предмета исступленного желания Волка

Заяц, поначалу принятый за еду, вырос до фетиша, предмета исступленного желания Волка

(UPD 26.11.2021) «Союзмультфильм» анонсировал перезапуск сериала «Ну, погоди!» — премьера намечена на декабрь, а пока зрителям доступен первый трейлер. Журнал «Отдел культуры», в свою очередь, напоминает, что классический советский мультфильм был не так-то прост.

Популярный мультсериал «Ну, погоди!», выросший в энциклопедию позднесоветской жизни, можно рассматривать как впечатляющее выражение гей-чувства в условиях, когда право личности на сексуальное самоопределение не считалось неотъемлемым. Посмотрев культовую рисованую комедию через лупу современной квир-теории, впору удивиться, почему приключения Волка и Зайца еще не включены в пантеон мировой радужной славы.

Заяц как судьба

В первой серии, вышедшей в 1969 году, роль фатума, изменившего главного героя — Волка, сыграл Заяц, поначалу принятый попросту за еду, а позднее символически выросший до фетиша, предмет исступленного желания. В этом можно видеть предопределенность судьбы — доминанту сексуальности, которая рано или поздно утверждает себя.

Отныне вся жизнь Волка подчинена преследованию Зайца, который фактически переформатирует существование альфа-самца, становясь новым смыслом его жизни. Сила чувства оказывается такова, что хищник готов бросить вызов сложившимся (очевидно, советским) конвенциям, снова и снова утверждая свое право на чувство. На то, что его желания не поощряются социумом, указывает регулярное появление медведей-милиционеров, от которых Волк прячет Зайца, имитируя законопослушность и эмоционально от нее отстраиваясь.

Чуждость Волка принятой традиционалистской модели подчеркнута в шестой — «деревенской» — серии, где герой, попав в общество кур, не понимает и попросту не считывает агрессию петуха как ревность. Существование в принципиально иной чувственной парадигме педалировано в этой серии неоднократно и многообразно. Выступая послом городского эмансипированного социума, Волк фактически превращается в «мальчика для битья на плэнере», получая порцию соли из дробовика, а далее и вовсе оказавшись запертым в клетке.

Желание Волка деструктивно, что очевидно уже в первые минуты сериала, где он, как Ромео, стремится к Зайцу на балкон, но срывается вниз — обрезанная веревка символизирует падение в принципиально новые для героя координаты. С этого времени жизненный путь Волка можно расценивать как путь принятия себя.