Алексей Воскрсенский. Фото: mgimo / youtube.com

Алексей Воскрсенский. Фото: mgimo / youtube.com

– 18 марта 2021 г. первый после начала пандемии «стратегический диалог» глав дипломатии Китая и США в Анкоридже начался на глазах прессы с часовой перепалки сторон. Под впечатлением этого шоу «Нью-Йорк таймс» написала: «Две крупнейшие экономические и технологические державы мира сталкиваются с расширяющейся пропастью недоверия и разногласий по ряду вопросов, которые будут формировать глобальный ландшафт на долгие годы». Неужели в отношениях Пекина и Вашингтона, как и в отношениях России и США, запахло новой «холодной войной»?

- Результаты переговоров в Анкоридже не так однозначны, как кажется. Китайцы согласились вести переговоры с американцами в снегах Аляски за тысячу километров от Вашингтона в явной надежде на сближение позиций, однако позиция США оказалась не только жесткой, но и критичной. Со своей стороны, китайцы не могли отказаться от отстаивания своих позиций как одной из двух главных держав мира.

Однако возвращения «холодной войны» не будет. Она не нужна Китаю, опасна для него, учитывая исторический опыт СССР, да и мир живет в XXI веке и не собирается делать однозначный выбор между США и Китаем. Китай продолжит и дальше вписываться в глобальную систему отношений, которая будет изменяться вместе с ним и в соответствии с тем, насколько приемлемой новая китайская внешняя политика окажется для других стран. Если Китай действительно сможет претендовать на лидерство, то он теперь должен показать партнерам, что развиваться можно не только за счет других, но в действительно равноправном сотрудничестве совместно добиваться сравнимой скорости развития и высокого взаимного качества связей партнеров. Ну а если этого не будет происходить, тогда можно будет ограничиваться выборочными сферами, сотрудничество в которых позволяет добиваться взаимовыгодности. Точно так же и Соединенным Штатам в новых условиях придется доказывать, что лидерство не равнозначно продавливанию своих интересов за счет других. В этом смысле две крупнейшие экономики уравнялись.

– Но пока ведь явно чувствуется ветерок «холодной войны». Госсекретарь США Энтони Блинкен в Анкоридже заявил, что действия Пекина угрожают глобальной стабильности и предъявил китайцам целый реестр обвинений – от кибератак до нарушений прав человека в Гонконге и Синьцзяне. А еще заявил, что «отношения США с КНР будут, когда нужно, конкурентными, когда возможно – основанными на сотрудничестве, и, когда необходимо – враждебными».

– А в ответ на это китайцы выдали свой набор известных претензий к Вашингтону, напомнив, раз уж зашла речь о правах человека, о Black lives matter, расовом неравенстве в США и т. д. И дали понять, что не отступят просто так от своих позиций и интересов по ключевым вопросам мировой повестки. Так что американцы наступили на свои же грабли.

В состоянии хрупкого равновесия

– И все это продолжалось в самом начале встречи целый час на глазах десятков журналистов. Так что все-таки насмерть разругались, анонсировав возможный старт «холодной войны»? Или это такая притирка друг к другу китайцев и новой администрации США?

– Я бы все-таки назвал позицию китайцев жестко оборонительной. Они вынуждены были сделать это публично, ведь отсутствие адекватной реакции означало бы для китайских дипломатов «потерю лица», прежде всего перед домашней аудиторией.

И все же, несмотря на то, что Китай несомненно находится в наилучшей экономической форме за всю историю отношений с США и готов к противостоянию, Поднебесная пребывает в состоянии хрупкого равновесия. Вот почему со стороны Пекина предпринимаются феноменальные усилия для разрешения китайско-американских противоречий.