
Сергей Шойгу на на всероссийском форуме "Дай пять!", посвященном 5-летию движения "Юнармия". Фото: MOD / Global Look Press
Самую страшную угрозу для страны обозначил, выступая перед молодежью на форуме «Территория смыслов», министр обороны Сергей Шойгу, и угроза эта состоит, по его мнению, не в попытке военной агрессии против России, а в перспективе разложения общества.
Внешние угрозы, противостоять которым и есть задача Минобороны, для Шойгу вполне понятны, но «есть более страшная часть». «Она в последнее время или, точнее, десятилетия приобретает или приобрела уже основную опасность для любой страны. Это внутренняя угроза. И все это связано с тем, что постепенно разлагается общество внутри страны», — рассказал министр.
Многовато, конечно, в последнее время Сергея Шойгу в новостях, но что поделать — статус хедлайнера партсписка «Единой России» обязывает, а ведь Шойгу поручен самый ответственный «патриотический» участок. Не то, что будет принято на съезде партии, а риторика первых лиц списка и есть настоящая программа власти безотносительно даже самих выборов; они задуманы лишь как акт демонстрации поддержки взглядов Кремля в целом.
С точки зрения агитации слово «разложение» — достаточно сильное, оно использовалось еще в советские времена применительно к гражданам, не соответствующим моральному облику строителя коммунизма, оно ассоциируется с гниением, исчезновением (так и говорили — «загнивающий Запад», имея в виду скорое падение капитализма). «Разлагающееся общество» обыватель должен представить как прямую угрозу собственному материальному существованию. Однако если понимать этот термин в буквальном смысле, то есть как распад некоей сложной материи на простые элементы, то разложение начинает выглядеть как обсуждаемый предмет политики.
По сути, Сергей Шойгу (и Кремль в его лице) говорит об угрозе социальной аномии. Этим термином обозначается состояние общества, в котором оно лишается нравственных ориентиров — аномия возникает в кризисные периоды перехода от одной политической или экономической системы к другой, когда прежняя иерархия ценностей уже устарела, а новая еще не устоялась. В этот момент граждане теряют чувство принадлежности к обществу, общество теряет контроль над своими членами с помощью социальных норм, и все это ведет к пессимизму, люмпенизации, игнорированию правил поведения, росту криминала и девиациям в быту.
Анализ хороший, но выглядит слишком сложно, чтобы предполагать, что власти руководствовались чем-то подобным. Мне кажется, тут проще: власти заигрывают с традиционно русским страхом перемен, точнее, неприятием самого факта изменчивости мира, привычкой стремиться решать экзистенциальные проблемы "раз и навсегда", в дальнейшем почти полностью теряя к ним интерес. Надоели цари? Давайте поднатужимся, да и сбросим их. Все, дело сделано, результат достигнут — теперь заживем. Надоели СССР и вечный путь в коммунизм? А давайте-ка скинем с себя эту заразу! Ну теперь-то уж точно все, можно отдыхать и наслаждаться жизнью. Так, демократы какие-то не такие оказались, а давайте ну их — лучше уж пусть цари. И так по кругу... В то время как реальная политическая жизнь требует постоянной вовлеченности граждан в нее и только тогда политика будет работать на благо всего общества.
Сомневаюсь, что спичрайтеры министра обороны знакомы с термином "аномия". Поэтому сильно задумываться над смыслом данной реплики министра я бы не стал. А вот лексический анализ говорит кое-что об отношении элиты к населению. Признаюсь, лично мне не очень приятно было осознать, что я, по мнению Сергея Кужугетовича, "разлагаюсь". Можно ведь было и другой термин применить - "разобщённость общества" например. Впрочем, тоже каламбур какой-то :)
Россиянам уже все наши мудрейшие властители много раз, а многие и помногу раз, подробно и в деталях обьяснили и расписали чего нам делать низя, и чего быть не должно. Больше двух собираться низя, призывать к смене власти низя, сравнивать сталина с сами знаете кем низя, задавать вопросы про зарплату и цены низя, читать и камментить всякую либерастию в интернетах низя, голосовать не за ЕДРО низя, жаловаться а жизнь тоже низя. А что можно то в итоге? Пусть хоть кто-то хоть раз выйдет и расскажет куда мы все идем дружным строем и что нам всем в итоге можно делать? А то мы все тут сели на руки и сидим не шелохнемся. Может там куда идем и правда так здорово, что можно и потерпеть все низя ради счастливого будущего. Когда уже будет озвучено что нам в итоге можно? Огласите весь список пожалуйста!
Я, хоть и рядовой российский обыватель, глубоко взволнован потенциальным разложением нашего общества. Надо что-то с этим делать ! Проблема, поднятая Министром, как никогда актуальна. Может какой-то недобитый "навальнист" скажет: "Да, там же у бабки в Карелии пенсия 10 тыс., а вы опять про нравственность !?" А я так отвечу: "Да и хер на вашу бабку - надо смотреть в будущее !"
Конечно, я полностью поддерживаю Министра. Только, вот, одно смущает. Оглядываясь назад, понимаю, что говорить о разложении имеет право лишь человек, которого общество считает своим моральным авторитетом, доказавшим это своей жизнью и судьбой. Типа, там, Толстого с его "Не могу молчать !" или Солженицина с "Жить не по лжи." В силу этого социально-нравственные наставления Министра представляются мне - выражусь деликатно - несколько нескромными. Конечно, это сугубо частное мнение.
И ещё, вот это. Про то, что к старшим надо относиться, как 200 лет назад. Тут я просто не догнал.
200 лет назад, во времена Александр-Сергеича (мною горячо любимого), в на 99% крестьянской стране "старшее поколение" от непосильного труда выгорало к 40-45-ти годам, переходя в разряд нетрудоспособных стариков на попечение старшего сына. Появлялись дополнительные ненужные рты, избавления от которых ждали с нетерпением.
Допустим, у меня не самые простые и гладкие отношения со взрослыми сыновьями. Но при этом мне совсем не хочется, чтоб они перешли в формат "как 200 лет назад".
"Разложение", "загнивание" - ничего нового даже выдумать не стараются, все одни и те же некрофильские аналоги. Интересно, октуда вообще такой вокабуляр берется, они что в детстве читали, одних По и Лавкрафта??
Мне кажется, что Вы им льстите. Я думаю, что их этическое и эстетическое развитие закончилось сказкой "Мужик и медведь" из "Родной речи" 3 класса. (Или "вершки и корешки", уж сейчас не вспомню точно). В общем, сказка про то, как вместо выполнения обязательств перед своим контрагентом, можно половчее его нае...
Это когда вершки не могут, а корешки не хотят?
Тем временем в разлагающихся Штатах принимают закон об инвестициях в развитие инфраструктурных проектов и создание новых рабочих мест ценой 1 триллион долларов.
Разрушение и создание заново норм есть неотъемлемая часть развития и прогресса. Невозможно поверить что коллективный Путин настолько дремуч, что этого не понимает. Хотя бы Сурков и подобные это точно понимают, и могут дедам доходчиво объяснить. Вот Лука может и не понимать совсем, в этом их разница. А коллективный Путин понимает, но боится что любые перемены опасны для его личной жопы. Глазки бегают поэтому. Призраки Каддафи и Милошевича покоя не дают. Отсюда такая вечно беспокойная и суетливая риторика у них, не подобающая консервативной философии, якобы их вдохновляющей.
Смешно, когда генералы пытаются быть учителями морали. При этом Шойгу забыл, что главным щитом от разложения выступает культура. И нам есть на кого опираться, начиная с Пушкина, а можно и с его предшественников из XVIII века.
Но я вспомнил Владимира Высоцкого и его "Я не люблю". Вот выдержки из этой песни:
"Я не люблю открытого цинизма...
.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор...
.
Я ненавижу сплетни в виде версий .."
.
То, что ненавидел Высоцкий, сегодня стало нашей обыденной жизнью, и власть это видит и радуется этому. Это и есть разложение. А окончание песни, цитирую уже полностью:
"Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.
.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста —
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю".
Ни один человек, следующий заветом выдающихся русских поэтов не может принять то общественное разложение, которое осуществила наша нынешняя власть. Но сдается мне, что верность этим принципам, идущим от культуры, а не от культа, и есть то, что Шойгу считает разложением.
Кремлевские старцы,цепляясь за прошлое,пытаются лишить Россию будущего. Смешно апеллировать ко временам 200-летней давности , социальные нормы меняются и это естественный процесс.
100% криминальный клептократический режим, который с 91 по 14 мимикрировал под демократию, выстраивая симулякры либеральных институтов, теперь мимикрирует под фашизм итальянского толка с налетом русского самодержавия, выстраивая симулякры в виде гос идеологии. Суть то одна, если снять этот верхний слой. Ни так называемая элита, ни население как не верили в эту "суверенную демократию", так и не верят в православно-победобесно-традиционноценностную дичь. Такшта, Тувинский маршал, который пришел в политику еще при Бене уж точно знает как оно на самом деле ))))
Очень толковая статья. Можно дополнить, что уровни развития цивилизации подчиняются некоторым очевидным иерархиям (например аграрное общество > индустриальное > цифровое, или премодерновое > модернистcкое > постмодернистское и тд. ). Так вот трагедия, а так же комедия, в том, что на фоне нарастающей аномии Запада, российская власть видит устойчивость своего средневекового режима как явный признак того, что Россия находится на самом острие мирового цивилизационного прогресса, в то время как в действительно дела обстоят с точностью до наоборот.
Да, это та же самая старая идея о "богоносности" и "богоизбранности", хоть и "под другим соусом", пусть даже вполне светским и профанным! Эта хрень о спасении мира через Россию по причине неких её (мистических?) "коренных преимуществ" и (сокровенных?) знаний и опыта поистине неистребима и лезет в богоспасаемом Отечестве изо всех щелей!
Ценностное (моральное) разложение общества вызывает, главным образом, непрерывная ложь представителей власти, масштабируемая СМИ. И не представителю властной группировки рассуждать о разложении общества. Научитесь сначала говорить гражданам правду.
Владимир Владимирович двадцать лет, «как раб на галерах», занимается строительством страны, воспитанием патриотизма, скрепами, и что в результате?
Врагов кругом все больше, друзей нет, внутри все больше экстремистов, террористов и шпионов, а тут еще и министр обороны вещает, что страна разлагается.
Шойгу что, шефа подсиживает?
«Медуза» пишет: «Сергей Шойгу заявил, что ему «посчастливилось» работать вместе с бывшими руководителями Югославии, которых обвиняли в военных преступлениях.»
Это примерно как если бы Молотов после Нюрнбергского трибунала заявил, что ему посчастливилось работать вместе с Риббентропом.
> сколько бы Владимир Путин и его окружение ни твердили о незыблемости системы, которую они построили, у них не может быть никакой уверенности в том, что после Путина ей не придется меняться под воздействием непреодолимых факторов.
Так они ровно потому и твердят о незыблемости, что понимают, что никакой незыблемости вовсе нет. Возможно, не каждый готов в этом признаться даже самому себе, но угрозы и насилие - это уже последние ресурсы, и они отнюдь не бесконечны. У Лукашенко, Мадуро, Кадырова - есть Россия, которая оплачивает лояльность силовиков и элит. А у Путина - нет.
"что после Путина ей не придется меняться под воздействием непреодолимых факторов"
-
Отсюда следует, что Путин и есть "непреодолимый фактор" смены системы. При нем что ли нет непреодолимых факторов, а вот после него они появятся? Это типа он и есть главный фактор?
И они боятся за себя или за выстроенную путинскую систему, что она перестанет существовать? В общем за кого они беспокоятся так сильно - за себя лично или систему?
Из вашего сообщения следует что вообще, все только на Путина (прямо лично) полагаются и он единственный защитник всех - и Лукашенко, и Кадырова, и Мадуро. А что будет, когда он исчезнет? Типа они все этого боятся? И в этом должны все себе признаться?
На самом деле система и с Путиным меняется "под воздействием непреодолимых факторов". Но когда Путина, наконец, не станет, она будет меняться иначе. При этом, возможно, многие из нынешних бенефициаров системы быть таковыми прекратят.
логично
Как будто какую-то теория из 20-го века по социологии изложили, только без ссылок. Это автор свое мнение придумал и изложил, или это без ссылок на каких-то социологов текст поучительный?
Эмиль Дюркгейм считал аномию атрибутом переходного состояния индустриального социоэкономического порядка, когда рухнули традиционные «механические» формы морального авторитета, при которых каждый человек «знал своё место» в иерархии социальных позиций и ценностей, а новый свободный самоуправляемый порядок дисциплинированного морального индивидуализма, порождающий «органическую солидарность» между людьми, ещё не установился окончательно.
--
Ага, помню, читал я эту херь..
Ну, тогда вот это видео как пример вставить можно https://www.youtube.com/watch?v=nrj6v3tJJ64
Против такого, должно быть, Шойгу борется. Типа он более старую поговорку повторяет, что пусть лучше боятся, но власть не должна быть смешной...
"Нарочитая агрессия (в случае генерала) и очевидная уклончивая ложь (в случае двух неразлучных «туристов») – еще один шаг через очередную красную линию: все, что казалось еще вчера морально недопустимым, становится новой нормой, рутиной. Но рутиной и новой нормой становятся все более лихие и веселые ответы общества – оно смеется и издевается над властью. Протест – это не только выход на улицу, это еще и смеховая культура. Всех за нее не пересажаешь. Советскую власть подорвали не только упавшие цены на нефть и чрезмерные военные расходы, но и то, что она стала смешной и над ней стали открыто смеяться, несмотря на опасность преследований, в том числе уголовных."