Издательство «МИФ» выпускает книгу американского экономиста и социального теоретика Томаса Соуэлла «Принципы экономики. Классическое руководство». Согласно оценке Артура Брукса, президента Американского института предпринимательства, эта книгу должен прочитать каждый, кто хочет узнать правду о том, как законы экономики управляют столь многими событиями в нашей повседневной жизни.

С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы, посвященной подробному ответу на вопрос о том, почему так получилось, что богатство между странами распределено неравномерно.

Местоположение

Местоположение само по себе влияет на судьбу целых стран и народов даже без учета географических характеристик конкретной местности. Просто оттого, что «в России реки текут в основном с севера на юг, а перевозки осуществляются в направлении запад — восток», экономическая ценность этих рек как транспортных артерий значительно снижается. От местоположения зависит и климат, который, в свою очередь, влияет на срок ледостава на реке, когда по ней нельзя перевозить грузы. На юге России «водные пути были свободны ото льда девять месяцев в году, на севере — всего шесть недель». Большая часть воды в местных реках стекает в Северный Ледовитый океан.

Хотя Волга — самая важная река России с точки зрения грузоперевозок, две другие реки несут в два с лишним раза больше воды (это Енисей и Лена; кроме того, по годовому стоку Волгу превосходят еще и Амур с Обью). Однако Волга протекает недалеко от населенных мест, промышленных центров и сельскохозяйственных районов, а те реки — нет. Словом, иногда местоположение важнее, чем характеристики рек (а также гор и прочих географических объектов).

Сельское хозяйство, явившееся на смену методам охотников-собирателей и, вероятно, наиболее сильно изменившее жизнь людей новшество, пришло в Европу с Ближнего Востока в древние времена, так что европейцы, жившие в Восточном Средиземноморье, ближе всего к Ближнему Востоку, познакомились с этим эпохальным явлением раньше обитателей Северной Европы. Сельское хозяйство сильно сократило площадь земель, необходимых для обеспечения продовольствием определенного количества людей, что дало возможность строить города.

В то время города были обычным явлением в Греции, но весьма необычным в Северной Европе или в других частях мира. В греческих городах появились Сократ, Платон, Аристотель и другие мыслители, которые помогли заложить интеллектуальные основы западной мысли и цивилизации.

Хотя географическое местоположение само по себе не может породить гения, различные географические факторы создают совершенно разные условия для его появления и развития. Мало кто из людей, внесших признанный вклад в историю, развивал свой талант в изолированных горных деревушках (если такие вообще найдутся). Напротив, в любой момент достижения исторического масштаба концентрировались в определенных местах, пусть даже эти места со временем менялись, — и опять же, прогресс редко проявлялся в географически изолированных районах.

Древние греки создавали философию, литературу, геометрию и архитектуру, в то время как остальные европейские народы отставали от них в культурном и технологическом отношении — и тем сильнее, чем дальше от Греции находились. Одно академическое исследование эволюции Европы указывает, что в V веке до нашей эры «в Балтийском и Скандинавском регионах, а также на окраинах Британских островов люди каменного века стали осваивать начатки земледелия». Еще дальше к северу «охотникам и пастухам все еще была свойственна культура, которая в южной части Европы закончилась десять тысяч лет назад».

В более позднюю эпоху население Западной Европы извлекало пользу из римской цивилизации, чего не было у жителей других частей Европы. Например, римские буквы позволили западноевропейским языкам разработать письменность за столетия до того, как это сделали восточноевропейские языки. В других регионах земного шара случайное расположение рядом с развитой цивилизацией (например, с древнекитайской) также позволяло некоторым расам и государственным образованиям обогнать те расы и страны, у которых рядом не было сопоставимых источников прогресса. Благодаря этому корейцы и японцы сумели приспособить китайскую письменность к собственным языкам и стали грамотными намного раньше азиатских народов, живших в отдалении от Китая. Очевидно, что грамотность открывает более широкие экономические и прочие перспективы, недоступные тем, кто остается неграмотным.