Глава ЦИК Элла Памфилова на встрече с Владимиром Путиным, 19 августа 2022 года

Глава ЦИК Элла Памфилова на встрече с Владимиром Путиным, 19 августа 2022 года

kremlin.ru

Когда-то давно Анна Шатуновская-Бюрно опубликовала запись в социальной сети (ныне заблокированной на территории РФ, поскольку сеть эта — продукт компании, которая признана в России экстремистской и запрещена). Давно — подчеркиваю, это важно. Речь в записи шла о Навальном, и там даже была картинка — красная буква «Н».

Позже выяснилось, что картинка эта — настолько страшная, что, увидев ее, россиянин может обезуметь, утратить контроль, совершить преступления разной степени тяжести. В общем, и организации Навального, и символику их тоже признали в России экстремистской и запретили. Шатуновская-Бюрно запись удалила, проявив похвальное уважение к загадочному закону.

Время шло, и героиня наша решила поучаствовать в московских муниципальных выборах. Но не поучаствует: продавщица из «Детского мира» по фамилии Харитонова написала на нее жалобу в полицию. Совершенно случайно у продавщицы нашелся нотариально заверенный скриншот той самой старой записи с чудовищной буквой. Задержание, протокол, «демонстрация экстремистской символики», год запрета на участие в выборах.

Будь история единичной — сошла бы за анекдот. Но нет. Оппозиционных кандидатов на муниципальных выборах и в Москве, и не в Москве с выборов под самыми разными (но всегда, разумеется, нелепыми) предлогами снимают. Сергей Бурцев — еще один московский кандидат — шел на встречу в свою местную территориальную избирательную комиссию. Прямо перед входом его избил неизвестный. Охранник из ТИК с интересом наблюдал за происходящим, но потом, когда все кончилось, все-таки вызвал скорую. Бурцев в больнице с переломом позвоночника.

На анекдот уже не тянет.

Рутина и стихия

При этом москвичу не так уж и просто догадаться, что совсем уже скоро выборы. Редкие листовки теряются на щитах у подъездов среди предложений провести высокоскоростной интернет или взять котиков в хорошие руки. Есть еще реклама от мэрии, продвигающая не конкретных кандидатов, а выборы как таковые. Но размещают ее с какой-то изощренной хитростью — в основном под (!) уличными скамейками определенного вида. Имеются такие — не на ножках, а на сплошном основании. Вот это основание и украшают баннеры. Чтобы прочесть, нужно нагнуться и заглянуть под лавочку. Что-то более эффективное придумать сложно.

В России все немного не так: там, где предстоят губернаторские выборы, стараются и кандидаты от власти (то есть действующие губернаторы и врио), и даже их системные оппоненты. Был я недавно в Рязанской области — еще до пожаров — и свидетельствую: и в маленьких городках, и в поселках, и на трассах видел много плакатов, изображающих врио Павла Малкова. Были даже призывы прийти на встречу с доверенным лицом кандидата. И всюду кипела работа — перекладывали асфальт, что-то такое делали в парках и скверах… Малков возглавляет область с мая 2022 года, до того никакого отношения к Рязани не имел, работал сначала в родном Саратове, затем в федеральных министерствах. И планировал, видимо, новым подданным понравиться, за что ругать не стану — дороги делает по российским меркам вполне сносные. Ну и что, что к выборам? Выборы пройдут, а дороги останутся.