Константин Сонин
Кто будет специальным гостем на следующей выпускной церемонии РЭШ? Президент Марса? В любом другом случае выпускники будут слегка разочарованы.
Сегодняшняя церемония прошла – и сумбурно, и четко. Коллеги по РЭШ – и члены совета директоров, и профессора, похоже, отбивались от эсэмэсок: «Вас показывают по CNN… BBC… о, Вести-24…».
РТР – это было неожиданно, разве они собирались показывать речь Обамы? Говорят, в Кремле опасались чудесной магии Обамы – вдруг, чужой президент заговорит российскую аудиторию так, как он заговорил поля Айовы и предместья Сент-Луиса.
Родители выпускников были слегка подавлены: даже не американским президентом, а звездами российского небосклона – Горбачевым, Чубайсом, Лебедевым. А сколько знаменитостей осталось неузнанными! Бывшие и нынешние министры, губернаторы, ректоры, экономическая элита, лучшие журналисты, весь внешнеполитический спектр: от тех, кто много значит, до настоящих, первосортных, знаменитых «пикейных жилетов».
Профессор-политолог пожирал глазами свиту Обамы: Майкл Макфол, понятно, специальный советник президента по России и ближнему Востоку – именно он организовал эту речь с американской стороны. Роберт Гиббс, пресс-секретарь, тоже понятно, но Дэвид Аскельрод? Что же, Обама не может шагу ступить без своего главного советника по внутриполитическим вопросам?
Сумбур, впрочем, был, в основном, в головах. Исключительная отлаженность, всегда отличавшая команду Обамы, – что в политике, что в организации мероприятий, передалась всем без исключения участникам церемонии. Впервые за много лет все три русских оратора – ректор Сергей Гуриев, председатель совета директоров Максим Бойко и почетный президент Валерий Макаров – отлично выглядели на фоне американцев, для которых публичное выступление – родная стихия. Насколько тщательно американская команда делала своего президента центром внимания, настолько же тщательно наша – выпускников РЭШ. Они сидели на лучших местах, их показали – и вместе, и по отдельности – в самых разных новостях; все говорили только о них.
Да, кстати, – речь Обамы была, возможно, самой адекватной речью американского президента по российскому вопросу за многие десятилетия. Нет холодной войны, нет экзальтированной дружбы, – просто двигаться вперед.