Фото: Karbinov Anatoly / news.ru via globallookpress.com
Во время мятежа основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина у многих появилось ощущение, что Россия находится на пороге гражданской войны. Но политолог, публицист и юрист Владимир Пастухов считает, что гражданская война в российском обществе уже идет, просто она еще в начальной своей стадии. Republic поговорил с ним о том, что происходит в сознании россиян, в чьих интересах играет Пригожин, как Владимир Путин принимает решения и может ли оппозиция отрезвить народ.
«Высока вероятность, что пройдет искра — и из латентной формы гражданская война перейдет в открытую»
— Одна из тем, которая стала остро обсуждаться в интеллектуальной оппозиционной среде, — возможность гражданской войны. Не так давно на эту тему высказался, например, Владислав Иноземцев. В своей колонке «(Не)предчувствие гражданской войны» он написал, что видимых причин для этого нет. Но недавно произошли всем известные события. Когда начался мятеж, то заговорили о том, что гражданская война началась. Правда, мятеж быстро закончился, но проблема осталась. Как вам она видится, Россию ждет гражданская война?
— Сейчас, после явления Пригожина народу, об этом как-то проще стало говорить. Мы вроде все находимся в профессиональной среде, но у нас нет консенсуса, что такое гражданская война. Есть обывательское представление о гражданской войне как о каком-то паранормальном состоянии общества. Чаще всего это представляется в виде картинок из фильма про Чапаева. Вот Василий Иванович, вот Анка-пулеметчица, вот Петька. А вот идут белогвардейцы, каппелевцы. В таком формате гражданская война существует достаточно редко. Это финальная часть, до которой, слава богу, не так часто доходит.
Есть другое понимание гражданской войны. Оно скучнее, но более правильное с социологической точки зрения. Это гоббсовский взгляд на вещи.
Гражданская война — это прежде всего атомизация общества и состояние, в котором все воюют со всеми.
Иноземцев говорит, что он не видит предпосылок для острой фазы гражданской войны, когда общество разделено на большие вооруженные фракции, которые друг с другом воюют. Я говорю о гражданской войне как об атомизации общества, где люди теряют способность к кооперации, где каждый следует своей собственной программе эгоистического выживания, где отсутствует поле общих ценностей и где именно поэтому устанавливается тоталитарный режим как форма внешнего сохранения этого общества через универсальное подавление.
Фото: предоставлено Владимиром Пастуховым
Есть итальянская социологическая школа, которая, как вы понимаете, обладает богатым историческим материалом. И из этого исторического материала они вышли с глубоким убеждением, что наличие тоталитаризма в обществе является главным показателем того, что в обществе происходит скрытая гражданская война.