Издательство «Альпина Паблишер» выпускает книгу «Диктатор, который умер дважды. Невероятная история Антониу Салазара».
Он знал о Франции все, а о Португалии ничего; он понимал, что происходит в далекой Москве, но не в родном Лиссабоне. Он не осознавал, что сам уже не управляет собственной страной, — его сместили почти два года назад, но он этого так и не понял. Антониу Салазар более 40 лет управлял огромной колониальной империей, но пал жертвой своего же любимого детища — цензуры.
Итальянский журналист Марко Феррари разбирается в истории самой длительной диктатуры Европы — с ее зарождения в 1930-х, во времена Гитлера, Франко и Муссолини, и до упадка в 1970-х. Он рассказывает о противоречивой фигуре Антониу Салазара, бывшего семинариста и провинциального учителя, который сумел удержать Португалию в стороне от мировой войны, но в то же время создал изощренную репрессивную машину и кровью пытался сохранить империю от распада.
Конец и прощание
13 июля 1970 года старый лев заболел почечной инфекцией, которая быстро распространилась на другие органы. 21 июля ему был проведен диализ, и, казалось, бывший диктатор снова выздоровел — вопреки всем ожиданиям врачей. 24 июля его состояние внезапно ухудшилось, и 27 июля в 9:15 он скончался от молниеносной эмболии в результате флеботромбоза.
Был прекрасный летний день, Тежу лениво, дремотно несла свои воды к Атлантике. У кровати стояла дона Мария де Жезуш с бесстрастным лицом. «Она вела себя непостижимым образом и не сделала ни жеста», — вспоминают врачи.
«Это были не просто серьезные осложнения, от органа к органу, это была вся жизнь его организма, это была боль духа, это была боль души», — писал Эдуарду Коэлью. Прошло 23 месяца после знаменитого падения. В 10:38 в здание вошел председатель Совета Марселу Каэтану в сопровождении главы администрации Кезады Пастора. Они сразу же поднялись на верхний этаж, где находилось тело.
Во второй половине дня появились специальные выпуски газет. Так, газета Diário de Lisboa вышла с заголовком «Салазар: бывший глава правительства умер сегодня в 9:15». Ниже — фотография, изображающая прибытие Марселу Каэтану, и рассказ о последних минутах жизни диктатора. На следующий день — объявление о прощании в монастыре Жеронимуш. Затем — решение сестры бывшего диктатора Марии Леопольдины о бальзамировании тела. С 6 часов утра профессор Арсениу Нуниш, директор Института судебной медицины, и его сотрудники приступили к сложной операции по сохранению тела. Президент Республики Томаш, который находился с официальным визитом на Сан-Томе и Принсипи, прервал поездку, чтобы вернуться в Лиссабон и принять участие в государственных похоронах. Он прибыл в 22:30. Телеграммы и прочие соболезнования, включая послание от папы Павла VI, приходили со всего мира.
30 июля в 10:50 похоронный кортеж покинул дворец, пересек сад и прибыл к зданию парламента, где остановился на несколько минут. Почетный караул обеспечивал 2-й батальон Национальной республиканской гвардии, военный оркестр исполнил похоронный марш Шопена. Гроб несли офицеры военной полиции. За гробом следовал Каэтану во фраке, члены правительства, также одетые соответственно случаю, военные и гражданские власти. Впереди шли настоятель церкви Базилика-да-Эштрела, отец Тобиа Дуарте, и его помощники. Покрытый национальным флагом гроб наклонили, чтобы медленно спустить по большой лестнице Национального собрания. За ним на бархатных подушках несли различные награды, полученные Салазаром за 40-летнее правление.