
Фейсбук* Дональда Трампа (* – принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ)
В четверг доллар пробил знаковый уровень в 100 рублей. И хотя после этого немного откатился назад, мало кто сомневается в том, что рубль продолжит слабеть. Что случилось?
Причин для ослабления рубля более чем достаточно. Во-первых, это выгодно бюджету. Чем слабее рубль, тем легче правительству выполнять свои рублевые обязательства, что в условиях дефицита бюджета особенно важно. Во-вторых, проблемы с платежами у российских импортеров отражаются на курсе рубля. В-третьих, временной фактор. Рубль укрепляется в конце каждого месяца, когда наступает налоговый период и у экспортеров появляется потребность в рублях, и слабеет после его окончания.
Но это долговременные, давно действующие факторы. А сейчас в игру вступили новые, весьма специфические обстоятельства.
Прежде всего это скоординированная атака на политику ЦБ.
Инфляция, слегка притормозив в октябре, в ноябре вновь нарастила темп и обещает стать рекордной. В этих условиях эксперты ожидают, что в декабре ЦБ не просто снова повысит ставку, а сделает двойной шаг, подняв ее с 21% сразу до 23%. Даже если они ошибаются, очевидно, что самое большее, что можно ожидать от регулятора, — это оставить ставку на прежнем уровне.
Между тем все больше голосов влиятельных лоббистов раздается за то, чтобы ЦБ ставку снизил. Началось с почти анекдотического сообщения КПРФ о том, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина обещала начать снижение ставки в марте 2025 года, с последующим опровержением от ЦБ. Продолжилось атакой со стороны РСПП: крупный бизнес не просто раскритиковал высокую ставку, не дающую возможности кредитоваться, но и предложил дать правительству полномочия влиять на кредитно-денежную политику, что означает конец независимости ЦБ. Одновременно ЦМАКП, выполняющий роль think tank Кремля, выпустил доклад, в котором предупредил о риске стагфляции и заявил, что «действия ЦБ по повышению ставок, похоже, более не ведут к снижению уровня инфляции в экономике» в связи с ее немонетарным характером. Заодно и экономисты из РАНХиГС предупредили, что текущий уровень совокупной долговой нагрузки государства уже вплотную подошел к границе «безопасной» зоны, которую в сегодняшних условиях они определяют в 20% ВВП, — во многом из-за того, что высокая ставка вынуждает Минфин занимать под высокий процент. Вишенкой на торте — заявление главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова о том, что ЦБ, возможно, больше не будет повышать ключевую ставку, так как ситуация уже под контролем.
Такой массированный наезд на ЦБ участниками рынка воспринимается однозначно: независимость ЦБ под угрозой. А значит, возможно так называемое фискальное доминирование, когда ставка зависит не от инфляции и рынка труда, а от хотелок правительства и лоббистов. Это означает потерю контроля ЦБ над инфляцией с последующим раскручиванием инфляционной спирали — как это можно было видеть на примере Турции. В таких условиях естественно ждать ослабления рубля.
В то же время укрепляется доллар. Не только к рублю — ко всем основным валютам. Евро уже настолько ослаб, что его паритет с долларом больше не кажется чем-то невозможным. Причина — Трамп.
В четверг стало известно, что республиканцы получили большинство и в палате представителей — таким образом, Дональд Трамп получает полный карт-бланш. Однако никто пока не понимает, что именно он будет делать, — предвыборные речи, как и речи его соратников и родственников, не означают, что их мнение станет политикой США. У валютных трейдеров и граждан всего мира есть непреложное правило: в любой непонятной ситуации покупай доллар. Россия в этом смысле не исключение.
Понимание того, к чему будет стремиться администрация Трампа, оптимизма не прибавляет.
Закончить войну в Украине в 24 часа? Судя по высказываниям самого Трампа и назначенного им госсекретарем «ястреба» Марко Рубио, очевидно, что мира республиканцы намерены добиться с позиции силы — а это означает эскалацию, что стоит денег. Уже сейчас администрация Байдена решила напоследок выделить Украине всю помощь, которую до этого притормаживала, — в общей сложности на $6 млрд. И, судя по благожелательности прощального разговора Трампа и Байдена, новый американский президент вовсе не против, чтобы сейчас Украина получила как можно больше. Наконец, все держат в уме, что реальные шаги Трамп сможет предпринять только через два месяца, после вступления в должность. А на войне два месяца — это очень много. Следовательно, неопределенность и напряжение растут, а до результата еще надо дожить.
Плюс, если Трамп действительно введет 60%-ные пошлины на китайские товары и 10–20%-ные пошлины на товары из ЕС, то хуже будет не только Китаю и Евросоюзу, но и самим США, где вновь поднимет голову инфляция. При этом ЕС и так фактически в рецессии, а Китай предпринимает отчаянные попытки избежать кризиса. Действия Трампа могут не оставить им шансов — но глобальная экономика такова, что американской экономике от этого тоже не поздоровится. Правда, есть надежда, что в случае с Китаем охладить Трампа может Илон Маск, который сейчас выглядит как его ближайший советник, — Tesla имеет большие планы на китайский рынок. Но уже пошли слухи, что столь тесная дружба начала раздражать давних соратников американского президента, и не исключено, что два этих амбициозных и скандальных человека долго не уживутся. В целом же пока большинство склоняется к тому, что при Трампе доллар будет укрепляться — вот он и укрепляется, потому что рынки живут ожиданиями.
Наконец, намерение Трампа снизить цены на нефть и газ. Здесь, в отличие от иных его обещаний, мало кто сомневается в том, что он как минимум попробует это сделать.
Республиканцы традиционно солидарны с нефтегазовым лобби, а последнее очень хочет больше экспорта и больше разрешений на бурение — даже ценой удешевления нефти и газа. Первое, что может сделать Трамп, — это снять введенный Байденом запрет на экспорт дополнительного СПГ. Стоит вспомнить, что еще в свой первый срок Трамп агитировал ЕС покупать американский газ вместо российского — мало сомнений в том, что теперь он постарается закрепить лидерство американских СПГ-производителей, а возможно, и нефтяников. Еще одна мера может снизить цену нефти — разрешение на строительство нефтепровода Keystone XL из Канады, заблокированного администрацией Байдена.
Часто аргументом в пользу того, что США невыгодно снижать цену на нефть, приводят высокую себестоимость американской сланцевой нефти — порядка $40 за баррель. Но, во-первых, это действительно «средняя по больнице» — есть и проекты с более низкой себестоимостью, которую можно при этом разрабатывать более активно (не стоит забывать, что сланцевая добыча, в отличие от традиционной, позволяет довольно легко оперировать добывающими мощностями в силу технологии). Во-вторых, на нефтяном рынке не редкость ситуация, когда крупный производитель сознательно идет на убытки, чтобы выжить конкурента по принципу «пока толстый сохнет — худой сдохнет», а американские нефтяники уже почувствовали вкус к экспансии на внешние рынки. В-третьих, не стоит забывать, что в нефтяном лобби США не только сланцевики, но и крупные традиционные компании, где Exxon, например, сейчас разрабатывает одно из крупнейших в мире месторождение в Гайане с весьма низкой себестоимостью добычи.
Самое неприятное для России развитие событий — если США сговорятся с Саудовской Аравией и вместе выживут с рынка конкурентов, как входящих в ОПЕК+, так и не входящих в картель.
Учитывая угрозу саудитов опустить нефть до $50 за баррель, подобное вполне вероятно: США нужно закрепиться на мировом нефтяном рынке, СА — вернуть свою долю. Дуополия — это, наверное, лучшее, что они могут себе представить. Что при этом будет с российской экономикой и, соответственно, с рублем — представить тоже несложно. Во всяком случае, уже сейчас начинают прогнозировать в этом случае доллар по 150 рублей.
Тут стоит отметить, что прогнозы по курсу рубля не отличаются особой точностью. И дело не в качестве аналитики. Просто на курс имеют огромное влияние ЦБ, Минфин и действия правительства. И, надо сказать, они своей властью пользуются сполна. ЦБ может проводить интервенции юаня (благо его дефицит преодолен), может обязать экспортеров вновь сдавать 100% валютной выручки. Минфин может регулировать ликвидность с помощью выпуска облигаций. В общем, механизмов много.
Поэтому можно лишь обозначить тренд, внутри которого возможны как укрепление, так и ослабление национальной валюты. Пока тренд понижательный, но в конце ноября вполне возможно традиционное укрепление рубля во время налогового периода.
Для понимания влияния именно санкций и СВО на курс рубля, рекомендую отслеживать курс рубля к тенге. Данная валюта также сильно зависит от цены на нефть, но пострадала от антироссийсих санкций лишь опосредованно - увеличились транспортные издержки.
Избрание Трампа на это соотношение никак не повлияло - как он был примерно 1 к 5, так и остался. То есть обе валюты просели к доллару одинаково. С момента же начала СВО курс был 1 к 6. То есть рубль потерял 1/6 часть своей стоимости.
"Когда курс достигнет 150 рублей?"
.
Ответа в статье не дам ("Тут стоит отметить, что прогнозы по курсу рубля не отличаются особой точностью"), а дам ссылку на какую-то телегу, где некий пупкин без хотя бы какого-то срока указывает на курс 150р.
.
Но заголовок хайпующий бахну, и в рассылке тоже его упомяну :)
В финансах точных дат, когда что чего достигнет, вообще нет) более того, от любого писка какой-нибудь известной личности может рынок либо рухнуть, либо взлететь.
из этого как будто можно сделать вывод, что уважающие себя и свою аудиторию журналисты не ставят хайпующий прогноз в заголовок, да?
Предложите более удачный заголовок. Это даже интересно...
Например: "Может быть, доллар достигнет курса 150 рублей, а может, и не достигнет. Может быть, избрание Трампа повлияет на курс доллара, а может и нет. Да и бог с ними со всеми..."
Так лучше?