На фото: здания, в которых заключены люди, вынужденные работать в онлайн-мошенничестве, направленном на потенциальных жертв по всему миру. Пномпень, Камбоджа, 9 февраля 2025 г.

На фото: здания, в которых заключены люди, вынужденные работать в онлайн-мошенничестве, направленном на потенциальных жертв по всему миру. Пномпень, Камбоджа, 9 февраля 2025 г.

AP Photo/Heng Sinith) HS105

Недавно Владимир Путин подписал закон, направленный на защиту россиян от телефонного и кибермошенничества [1]. По оценке «Сбера», в 2024 году ущерб от этих преступлений превысил 295 млрд руб. И хотя эксперты считают эту цифру существенно заниженной, она вряд ли сравнится с оборотами крупнейшей региональной фабрики, на которой работают сотни тысяч злоумышленников.

Это огромная мошенническая империя, на которую российские киберзлодеи вольно или невольно равняются и у которой учатся. Согласно опубликованному в мае прошлого года Институтом мира Соединенных Штатов докладу «Транснациональная преступность в Юго-Восточной Азии», ежегодные доходы кибермошеннического бизнеса Юго-Восточной Азии оцениваются в 39 миллиардов долларов, похищенных у миллионов доверчивых граждан разных стран мира. Это больше половины от общемирового объема таких операций, который составляет 63,9 миллиарда долларов.

В преступном бизнесе ЮВА по состоянию на весну прошлого года было занято 305 тыс. человек. Они базировались в основном в Мьянме, Камбодже и Лаосе. Часть работников этих «хай-тек парков» (так называют свои подпольные или полуподпольные заведения их хозяева, в основном этнические китайцы) нанялись по собственному желанию, но большинство из них сами стали жертвами обмана.

В начале этого года в результате многочисленных похищений и убийств китайских граждан, совершенных заправилами кибермошеннических центров, терпение властей КНР, похоже, иссякло. В феврале этого года власти Таиланда и Мьянмы при поддержке КНР начали масштабную операцию против кибермошеннических центров на границе с Таиландом.

В 2023–2024 гг. аналогичные операции были проведены правительственными силами и этническими (состоящими из местных китайцев) военными группировками на севере Мьянмы, в районах, граничащих с китайской провинцией Юньнань. По разным оценкам, в 2023–2025 гг. в Китай из Мьянмы было депортировано порядка 50 тысяч китайцев, сотрудников кибермошеннических центров, в том числе лидеров гангстерских кланов. Первые судебные процессы в КНР уже прошли, приговоры (в том числе предусматривающие высшую меру) оглашены…

Впрочем, любой читатель, набрав в Google словосочетание «scam centers», может легко найти множество публикаций об усилиях властей КНР и стран ЮВА по искоренению кибермошенничества. Но дело в том, что эта деятельность стала более прибыльным видом криминала, нежели казино, наркоторговля и торговля людьми.

А потому демонтажа кибермошеннической империи так и не произошло, что признают авторы публикаций в западных, китайских и тайских медиа.