Имя Джентри Андервуда вам, скорее всего, ничего не скажет: он не так известен, как Марко Армент. Зато Андервуд любит старые машины, делает красивые фотографии в Instagram и прекрасно понимает, в чем нуждаются пользователи. Он придумал Mailbox, первый почтовый клиент, в котором удалять письма интересно, а держать ящик пустым – просто. Приложение стало главным хитом этой весны: в первый же день запуска в очередь на его использование записались 250 тысяч человек, а уже через месяц оно было куплено Dropbox предположительно за $100 млн. Андервуд, получивший психологическое и антропологическое образование, большое внимание уделяет человеческому поведению. App Heroes разобрался, какие приемы он использовал для достижения успеха.

Как появилась идея Mailbox?

Джентри Андервуд разделяет философию Дэвида Аллена: по его мнению, эффективной работы можно добиться лишь тогда, когда все на своих местах. При этом сам он никогда не пользовался повышающими продуктивность приложениями. В лучшем случае делал небольшие заметки, а потом отправлял их сам себе на почту. В какой-то момент он понял, что так поступают очень многие. Но есть проблема: почта слабо подходит для списков дел, и сымпровизированное решение выглядит чудовищно. Так появилась идея собственного сервиса: если люди уже нащупали удобное для них решение, то надо довести его до ума, а не идти против течения.

В 2010-м Андервуд и его компаньон Скотт Кэннон бросили работу и основали свою компанию. Через год появилась Orchestra – коллективный список дел, который использовал найденную механику: установка напоминаний здесь имитировала почтовую рассылку. Приложение хвалили, но особо популярным оно не стало. Создатели очень скоро осознали, что дважды наступили на грабли. Во-первых, люди почти никогда не завершают списки дел до конца, и всегда остается какой-то раздражающий балласт. Во-вторых, и главное, пользователи строят жизнь вокруг собственного почтового ящика. Людям не нужна усеченная копия существующего механизма: они хотят все и сразу в одном месте. Оставалось одно – сделать хороший почтовый клиент.

Почему Mailbox выглядит так, а не иначе?

У Mailbox голубая иконка просто потому, что статистически такой цвет самый приятный. А внешне эпп не сильно отличается от обычного почтового приложения – такой вид привычен, интуитивно понятен, а значит, и оптимален. Разница кроется в деталях, и она будто бы незначительна. Андервуд считает, что так и должно быть: перед разработчиком встает какая-то проблема, а он раскрывает ее как луковицу, слой за слоем. Первое решение выходит громоздким, и многие сразу сдаются. Зато дальше, размышляя над основными причинами проблемы и постепенно убирая лишнее, мы приходим к простой и элегантной формуле, точечным, но радикально меняющим все вмешательствам.

Какой должна быть мобильная почта? На самом деле, никто толком не знал до недавнего времени. На смартфоны просто с небольшими изменениями перенесли настольные решения, в которых отправка, чтение и сортировка сообщений реализованы на одном уровне – то есть одинаково неудобно. Создатели Mailbox пошли от противного и сосредоточились на том, что больше всего раздражает в сервисе. 

В основном современные мобильные пользователи не читают и не отправляют почту. Чаще всего они просто удаляют горы абсолютно бессмысленных и ненужных писем. Второстепенные, казалось, сортировка и удаление становятся решающими функциями, и именно уничтожением сообщений удобнее всего заниматься в Mailbox. Чем чаще вы совершаете это обычно раздражающее действие, тем сильнее оно вам нравится: при опустошенном ящике эпп показывает красивую картинку и умиротворяющую фразу «You're all done». Все на своих местах, и по заветам Дэвида Аллена пользователь наполняется буддистским спокойствием.

Приложение откроется с совсем другой стороны, если вы, листая, наткнетесь на важный заголовок. На самом деле Андервуд и Кэннон придумали привязанный к почте тайм-менеджер, который любое письмо считает отдельным заданием. И, как всякое задание, его можно не только отменить или объявить выполненным, но и отложить на потом – при необходимости Mailbox напомнит вам о нужном сообщении через час или через день. Со второй попытки Андервуд довел до ума свою первоначальную идею.

Как продвигалось приложение?

Люди любят милые вещи. Прежде чем запустить сервис, разработчики выложили в сеть видео с демоверсией продукта, которое демонстрировало, насколько удобным и по-своему интимным может быть взаимодействие с почтой. Простой, но чувственный ролик был сделан почти на коленке, но быстро стал популярен: за первые несколько часов его посмотрели 100 тысяч раз. Зрителям нравилась новинка, но они пока не могли ее скачать и поэтому делились эмоциями от видео с друзьями.

Но успех обрадовал лишь половину команды, а другая половина была мрачнее тучи: они понимали, что в момент запуска проект просто не будет готов к такому наплыву аудитории. Дело в том, что электронная почта архаична и нетороплива, а для пользовательского опыта большее значение имеет скорость доставки. Для ускорения передачу сообщений пришлось «перепоручить» собственному облачному сервису – его масштабированием как раз и занимались огорченные программисты.

Если бы разработчики отложили запуск на время, то весь медиаэффект от ролика улетучился бы, и Андервуд выбрал компромиссный вариант. Электронная очередь позволяла постепенно наращивать нагрузку и одновременно продвигала приложение. Записавшиеся в очередь могли увидеть, сколько всего людей хотят воспользоваться Mailbox, и почувствовать себя частью значимого события. В пиковый момент 800 тысяч человек ожидали доступа к приложению, а всего за месяц их было больше миллиона. Восторженные отзывы избранных, помноженные на массовое ожидание, стали лучшей рекламой эппа.

Почему Mailbox так быстро продали?

Первый успех совсем не вскружил Андервуду голову. Наоборот, CEO Mailbox довольно цинично воспринял ситуацию. Создатели приложения внезапно нащупали новый огромный рынок, но разве что нащупали, а не захватили. Несравнимо более сильные конкуренты могли воспользоваться своими ресурсами и быстро обогнать новичков. Дополнительные инвестиции сами по себе вряд ли бы решили проблему, стартапу срочно могли потребоваться хорошие и опытные специалисты. Поэтому предложение о покупке со стороны Dropbox было воспринято едва ли не как манна небесная: облачного гиганта интересовала интеграция своего сервиса в Mailbox.

Впрочем, Андервуд согласился на работу в Dropbox только после разговора с главой компании Дрю Хьюстоном. По его словам, не имеет смысла продавать свое детище тем, кто имеет иные представления о решении проблем, а у Dropbox и Mailbox общая философия и подходы совпадают. В конечном счете и Андервуд, и Хьюстон считают, что, упрощая жизнь другим, они способствуют ускорению прогресса.