Девятнадцатый выпуск рубрики проекта «ПостНаука» на Slon. Подборка самых интересных видео недели с небольшими комментариями от специалистов «ПостНауки». Сегодня у нас: как отношение к правде и неправде отражается в языке, почему дочери женщин, переживающих посттравматический стресс, могут быть несчастливыми и каким образом связаны скорость развития и процесс старения вида.

Как стресс, переживаемый матерью, влияет на жизнь дочери?

Если в жизни человека произошло какое-то тяжелое событие, через некоторое время он может столкнуться с проблемой посттравматического стресса. Его преследуют навязчивые картины пережитого, повышается психомоторное возбуждение, он плохо спит, пытается избежать ситуаций, чем-то напоминающих о произошедшем. Снижается социальная активность, появляется целый ряд других симптомов. На примере отношений в паре «мать – дочь» видно, что посттравматический стресс воздействует не только на непосредственно пережившего драматическое событие или ставшего его косвенной жертвой (СМИ могут повлиять на психику так, что последствия будут стол же тяжкими, как если бы человек пострадал лично), но и его на близкое окружение.

В ходе исследований ученые выявили у дочерей женщин с признаками посттравматического стресса две особенности: личностные и те, что касаются социальных ролей (женская, материнская роль и ощущение себя как личности). Они копируют матерей в личностном аспекте, личностные профили практически накладываются друг на друга. Юнг говорил, что если результаты того или иного теста таким образом совпадают, может сложиться иллюзия, что люди близки, на самом деле здесь кроется глубокая проблема. В норме разные личности не могут и не должны быть симбиотичными. Получается, что это не две отдельные личности, а одна, и дочь проживает жизнь матери. Второй обнаруженный феномен – это социальные роли. Они нестабильны и перепутаны, дочь берет на себя роль матери, а мать, наоборот, становится дочерью. В результате состояние обеих только ухудшается, так как дочери не под силу материнская роль, а матери диспозиция мешает справиться с собственным посттравматическим стрессом, потому что она регрессирует к ощущению себя ребенком.

Дочь может страдать от комплекса покинутости, даже если мать в действительности не оставляла ее одну, – в силу эмоциональной опустошенности, в силу того, что мать не могла эмоционально быть с нею рядом. Кроме этого, модель «мать – дочь» отпечатывает на отношениях дочери с противоположным полом, в которых она с высокой долей вероятности будет брать на себя мужскую роль.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/30678

Чем можно объяснить процесс старения

Процесс старения идет по-разному у разных биологических видов. Вот два генетически очень похожих вида – человек и обезьяна, человек может начать стареть в 60–70 лет, обезьяна же – после 20 лет. Почему? Наши системы и органы почти одинаковы, и даже эволюционно человек и обезьяна, если мы говорим о макаках, были единым видом где-то 30 миллионов лет назад. С эволюционной точки зрения это минуты.

Сегодня мы можем сказать лишь одно: само по себе старение не является независимым процессом. На самом деле оно тесно связано с развитием. Чтобы предсказать, как быстро тот или иной вид стареет, нужно посмотреть, как быстро он развивается, быстрое развитие, например один год от рождения до взрослости, равно небольшая продолжительность жизни. Если развитие вида идет, как у человека,15–16 или даже 20 лет, то и продолжительность жизни будет выше. По-видимому, это эволюционная константа. Давайте посмотрим на древних рыб, которые живут в пещерах до 100 лет: у них период созревания составляет около 15–16 лет, как и у человека. Хотя, конечно, генетически и эволюционно они очень далеки от нас.

На молекулярном уровне многие процессы, нами рассматриваемые в контексте старения, являются продолжением развития. Чтобы понять, почему старение начинается в том или ином конкретном возрасте, нужно выяснить, что регулирует развитие, почему у человека развитие занимает 15–16 лет, у макак – 5 лет, а у мышей – несколько месяцев.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/30625

Что мы узнаем о культуре через язык

Требования к соотношению правды и лжи в речи отличаются в различных культурах. Где-то допускается небольшой обман из соображений тактичности, например, чтобы не обидеть собеседника. В иных обществах допустимо вместо комплимента сказать человеку, что он плохо выглядит, чтобы проявить сочувствие. Есть культуры, в которых говорить правду, как бы она ни была неприятна, непреложное требование, а есть и такие, где не принято давать отрицательный ответ на заданный вопрос, надо говорить «да», о чем бы тебя ни спрашивали и что бы там ни было в действительности.

Отношение к говорению неправды находит отражение в языке. В русском глаголы «лгать» и «врать» различаются. «Лгать» – это всегда дурно, если вы солгали кому-то, это значит, что вы сказал неправду и хотели, чтобы другой человек думал, что это правда. И так поступать плохо. А что значит «врать»? Соврать можно случайно, просто не подумав: «Он живет на Пречистенке, ой, вру, на Остоженке». Для глагола «врать» важно следующее: врущий считает, что хорошо, если другой человек будет думать, что сказанное – правда. Например, дети, отвечая на вопрос, кто разбил чашку, могут врать родителям, потому что полагают, что маме с папой правды лучше не знать.

Начиная учить иностранные языки, мы сталкиваемся со словами, не имеющими естественного и простого перевода на русский, и это тоже связано с особенностями культуры. В английском в рекламе очень активно используется слово adventure («приключение»). Для носителя языка, особенно американского английского, оно окрашено положительно. Когда оно буквально переводится на русский, часто получается комический эффект, потому что для русского уха положительная окрашенность «приключения» не столь однозначна. Когда в рекламе автомобиля появляется слоган «Наполни свой день приключениями», это вызывает саркастические комментарии большинства русских пользователей интернета, блогеров и киберактивистов. Межкультурное недопонимание может возникать в случае буквального перевода с одного языка на другой, без учета особенностей.

Видео на сайте: http://postnauka.ru/video/30632