REUTERS / Pavel Rebrov
Принято считать, что в центре любого урагана есть некая «нулевая зона», в которой царит тишь и спокойствие. Вокруг вихри могут переворачивать автомобили и срывать крыши с домов, но в самом центре циклона сохраняется штиль. До недавнего времени таким местом мог считаться Крым. В бытовом плане здесь практически не ощущались последствия той войны, что началась после операции по смене гражданства полуострова.
Все изменилось лишь 22 ноября. Подрыв электроопор в Херсонской области погрузил полуостров во тьму. На коллективную претензию «да-что-ж-это-такое-делается» жители материковых областей пожимали плечами: выходит, только спустя полтора года крымчане узнали, что между Россией и Украиной идет война. Восстановить электроснабжение полуострова удалось лишь спустя три недели, но при этом ответ на вопрос, кто вышел победителем из ситуации, до сих пор остается открытым.
Блокадное положение
История с блокадой полуострова – тогда еще товарной, а не энергетической – началась в сентябре. Slon писал о том, что ее инициатором стал меджлис крымско-татарского народа – государство самоустранилось от «крымской темы» и образовавшийся вакуум стали заполнять активисты. До поры до времени официальный Киев не вмешивался в эту историю. В конфликте дальнобойщиков, пытавшихся прорваться на полуостров, и активистов полиция становилась на сторону последних. Однако никаких политических решений украинские чиновники принимать не спешили: блокаду не снимали и не узаконивали. Судя по всему, в какой-то момент самим активистам это надоело, и они решили резко поднять ставки.
Любые разговоры о том, что энергоблокада закончилась, и закончилась именно победой Москвы, выглядят немного преждевременно
В ночь на 22 ноября в Херсонской области после нескольких взрывов рухнули электроопоры, по которым с материка на полуостров шла электроэнергия. Это стало неожиданностью для всех, но в первую очередь для новых властей Крыма. Формально отключения света ждали сразу после того, как Кремль объявил полуостров своей территорией – тогда в Крым даже массово завозили генераторы на случай блэкаута. Но за полтора года стабильных поставок российские власти перестали опасаться отключения света, и когда жареный петух все-таки клюнул, оказалось, что генераторы либо разворованы, либо находятся в нерабочем состоянии.